Мнение медиков:

«Сегодня большинство детей уже рождаются ослабленными, а в школу они приходят с массой недугов. Существующая система школьного воспитания (главным образом начальная школа) подвергается резкой критике как один из разрушителей здоровья детей и подростков.

Корень зла, по мнению ученых, в существующей системе, где преобладают инструктивно-программирующие методики в режиме постоянного сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения.

Одним из главных факторов, разрушающих здоровье школьников, является их поза во время урока. Дети практически обездвижены, старательно-напряжены, согбенны. При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении ученик испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы. Результат - неврастения, ранняя стенокардия, близорукость, сколиоз. Кроме того, многолетнее систематическое сидение угнетает и парализует общий тонус организма, его энергетику, генетические биоритмы и психомоторные функции.

Второй фактор - продолжительное воздействие закрытых помещений, лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит сужение зрительных горизонтов, угнетается эмоциональная сфера. В итоге - истощение иммунозащитных сил организма.

Третий фактор. Словесно-информационный (вербальный) принцип построения учебного процесса, чрезмерное увлечение «интеллектуальным» развитием ребенка в ущерб чувственному и эмоционально-образному, раннее обучение чтению, счету, компьютеру. Это приводит к «шизоидной интоксикации» сознания, когда реальный мир заменяется искусственным (виртуальным) миром букв, цифр, слов, символов. При этом слабо развивается важнейшая психическая функция - воображение, взамен же у ребенка формируется шизоидная психоконструкция.

Во вред здоровью идут многие «инновации», реформы, модернизации: замена парт с наклонной плоскостью на горизонтальные столы; применение высокочастотного люминесцентного освещения; ограничение трудовых процессов в школе; введение пятидневки с увеличением недельной нагрузки; интенсификация развивающего обучения и многое другое.

В итоге совокупного действия всех перечисленных факторов, а также при растущем семейном неблагополучии, ухудшении экологии, несбалансированном питании, раннем приобщении к вредным привычкам и т. д. получаем КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников».

Как видим, врачи далеки от мажора.

Для того чтобы действительно улучшать школу, необходимо реально посмотреть на действительность, нужно иметь здравый смысл и политическую волю для разумных и всем понятных действий. Ни того, ни другого сегодня нет.

Трудно решать проблемы образования в масштабах всей России. Но в масштабах одного города - нашего Петербурга, в котором есть свои особые потенциалы, можно найти свой, правильный путь развития школы: путь, определяющий будущее города.

Нужны ли Питеру невнятные бесконечные реформы. Не лучше ли просто привести все в соответствие со здравым смыслом.

Я обращаюсь в высокие инстанции города, к общественности в надежде на понимание и поддержку. Прежде всего предлагаю определить педагогическую идею петербургского школьного образования, его сверхзадачу.

Сейчас само понятие «образование» размывается. Школа призвана «предоставлять образовательные услуги». Мы попали на рынок! Но что касается детей, то их вообще на рынок отправлять опасно. Они вместо нужных вещей могут на все деньги накупить воздушных шаров и вредной для здоровья пепси-колы. А для их родителей любая школа, предлагающая услуги, - кот в мешке, потому что каждая школа - это закрытая система. Туда если и пройдешь через охрану, то не сразу разберешься, что к чему. А пока разбираешься, ребенку может уже понадобиться психотерапевт. И это не крепкое выражение, это реальность.

По данным московского отделения ЮНЕСКО, 70% российских детей, заканчивающих начальную (!) школу, страдает так называемой дидактофобией (страх перед обучением, учителем, школой). Причина?! Учат не тому, не так и не те.

Работа нашего традиционного учителя продолжает строиться на «трех китах»: Чрезмерная словесная инициатива учителя, парализующая активность учеников; его гипертрофированная власть на уроке, которая дает основание назвать такой способ обучения как авторитарный. Голос учителя есть главный двигатель процесса обучения. Он в среднем говорит 85 % от всего времени урока, наивно полагая, что «имеющий уши да услышит». Однако не слышат. И не должны слышать, потому что дети по своей природе на 90% кинестетики и невербалы. И они менее всего приспособлены воспринимать что-либо на слух. Вербальный способ общения с учениками, как справедливо отметили медики, господствующий. Невербальное общение на уроках почти отсутствует.

Все три кита противоречат природе ребенка и законам психологии взаимодействия. Работая так, наши учителя формируют в сознании и подсознании учеников негативное отношение к себе, к урокам и к школе вообще. Большинство проблем с учениками есть результат неосознанной природной блокировки детского организма против чуждого, вредного способа воздействия на него со стороны взрослых.

Эта глобальная для образования проблема, проблема несоответствия способа обучения природе ученика, требует первостепенного решения. Учителя нужно менять. Он, в принципе, должен работать по-другому.

Первые, кто должен это понимать, - руководители образования. Похоже, что не понимают. Этого не видят и те, кто занимается подготовкой кадров для школ; например, такой образовательный монстр, как Педагогический университет имени Герцена в Петербурге, который готовит в огромном количестве неизвестно кого. (Вот где образовательные миллионы уходят мимо образования). Даже те немногие, кто попадает после его окончания в школу, являются «мастерами» непригодного для работы с детьми разговорного жанра.

Известно, что настоящий учитель - не тот, кто «дает» знания, а тот, кто увлекает учением. А это - другая работа и другая профессиональная подготовка.

Педагог с большой буквы тот, за кем хочется идти. Таких в наших школах становится все меньше. Остаются узкие предметники. Хороших педагогов вытесняет рынок образовательных услуг. Вот конкретный пример - реальность в масштабах города. Многие учителя, особенно в школах, где учатся достаточно обеспеченные дети, зарабатывают репетиторством у своих собственных учеников. Более стеснительные коллеги деликатно поставляют клиентов друг другу. Понятно, если работать добросовестно, то репетиторы, по крайней мере в таких масштабах, не понадобятся. Стало быть, чем хуже работаешь официально, тем больше заработаешь неофициально. С точки зрения рынка ситуацию понять можно; стоит ли выкладываться за 50 бюджетных рублей в час, когда за тот же час после уроков можно срубить в десять раз больше и легче. Поэтому официально лучше так «трудиться», чтобы репетитор понадобился. Особым спросом пользуются математики, словесники, преподаватели иностранных языков и даже (!) учителя начальных классов. Ставка от 10 долларов в час до 25 и выше. При такой «организации» обучения зарплату можно вообще не получать. Должность прокормит. Вот образчик образовательного рынка.

Подобных примеров можно привести много. Негласная реальность сильно отличается от «реальности» официальной - виртуальной. И если сверху этого не видят, то, к сожалению, можно сказать: «слепой ведет слепого». Тогда отпадает вопрос «куда?». А в неизвестном направлении «реформы» нашего образования могут длиться до бесконечности.

До сих пор слышится: «у нас учат лучше, чем «там». Реалисты поправляют: «раньше учили». Да! Раньше учили лучше. Но давайте вспомним! Обучение было вплетено в мощную систему воспитательной работы. Бог с ней, с идеологией. Была ведь большая педагогика. Были дружины, советы, сборы, школы активов, чередование поручений. Помимо учебы было множество коллективных творческих дел. Была детская активность. Тогда понимали, что в школе живут ДЕТИ. А им необходима радость активной деятельности, радость дружбы в делах и в учебе. Учиться было веселее, а учить - легче. Образно говоря, умная, резвая «лошадь» интересной воспитательной работы стояла впереди образовательной «телеги». И телега ехала. Да еще как! На зависть всему миру.

Стала неоспоримой плоская истина: «Школа должна давать знания». И все. Но начинает звучать еще более тревожно: «Школа вообще ничего не должна. Школа предлагает образовательные услуги». Не хотите - ваши проблемы.

Сейчас все чаще звучит: «Гражданское общество», «Гражданин». Но кто и как должен готовить Гражданина!? Человек становится социально полноценным гражданином не в день получения паспорта, а до этого момента. И школа, в которой будущий гражданин пребывает более десяти самых ответственных для формирования личности лет, играет в этом становлении важнейшую роль.

В нашей России альтернативы на сегодня нет. Каждая школа должна стать центром формирования Гражданина.

Это и должно стать главным в нашей педагогической идеологии. На всех уровнях, не на словах, а на деле нам нужно принять это как стратегию и как практическое руководство к действию. Знания, конечно, нужны. Хорошие. Прочные. Но не во вред здоровью и не во вред идее гражданственности. Да и знания давать намного легче, когда с учениками работаешь, как с детьми.

Находим ли мы сейчас понимание этого у работников образования, прежде всего у директоров школ!? Позволю себе привести приватные, но очень симптоматичные высказывания двух директоров по поводу гражданского воспитания в их собственных школах. Директор обычной микрорайонной школы: «Да что вы, какое там гражданское воспитание! У нас ведь учатся одни дураки. Нормальные ушли в спецшколы и гимназии. Нам бы своих как-нибудь на троечки выпихнуть - и слава богу!» А вот директор уже другой, элитной английской школы: «Вы знаете, дети должны учиться. Им нужно поступать в институты. Им некогда заниматься всякой ерундой». Вот вам и все «гражданское воспитание». Заходя в такие школы, подобная позиция руководителя чувствуется с порога. Какой директор, такая школа. А какая школа, такие выходят из нее граждане.

А ведь именно эти руководители должны быть на уровне понимания проблем будущего страны. В их руках частичка этого будущего. Школы должны возглавить не директора-завхозы, не директора-менеджеры, а настоящие лидеры - талантливые педагоги, которые понимают, что несмотря на все перемены, дети остаются детьми. И они сегодня, несмотря на свой возраст, - уже граждане. Им нужна активность; им нужна полнокровная детская жизнь. Ведь детство у человека только одно.

В каждой школе, в которой проходит большая часть этой ребячьей жизни, есть огромный потенциал для организации разнообразной, общественно полезной деятельности. Он не столько в уставших, разуверившихся учителях, сколько в самих детях. Это даровая «атомная» энергия. И если в школе есть хотя бы несколько педагогов-энтузиастов, а они есть в каждой школе, ситуацию можно изменить. Можно заставить работать эту энергию на благо родной школы, а в итоге - на будущее нашего города.

Между тем, если проанализировать планы воспитательной работы большинства школ, можно обнаружить набор ничем не связанных мероприятий: даты, праздники, дискотеки, экскурсии и т. д. Но единой СИСТЕМЫ, направленной на формирование Гражданина, вы в них не найдете. Работаем без царя в голове. А педагогика - это всегда и прежде всего СИСТЕМА. Выстроить ее, методологически разработать и начинать внедрять не так уж сложно и не так дорого. Нужно только взяться за это. Всем миром. И за эту самую ответственную работу не скупиться на премии, гранты и награды.

Давайте, например, переименуем «заместителя директора школы по воспитательной работе» в «заместителя директора по гражданскому воспитанию». И сразу проявляется главное направление школы, ее сверхзадача. Весь уклад жизни школы, включая уроки, внеурочную работу, - все должно быть связано воедино ненавязчивой педагогической системой. И на уроках, которых ученик за свою школьную жизнь претерпевает более 11 тысяч (!), эта система должна заставить учителей развивать ребенка, а не натаскивать. Не «давать знания» «через колено», а формировать активность, творческую свободу, самостоятельность и гражданскую ответственность. Именно это должен уметь делать каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал. Он должен готовить ученика к нормальной жизни в своей стране, а не только к поступлению в вуз. Стране нужны здоровые, активные Граждане, а не дипломированные больные.

Такая система была, и она есть. Только, к сожалению, она, как это ни парадоксально, не востребована. Ее элементы рассеяны по некоторым хорошим школам, которые все-таки есть в нашем городе. А, в общем, «тишь да гладь». Сверху не требуют (им некогда, они заняты реформами), снизу не торопятся. Для тех и других лишние хлопоты...

Но полмиллиона школьников нашего города быстро взрослеют и идут нам на смену. Какими они будут через пять, десять лет, зависит от нас. Время не ждет!

Предлагаю принять специальную программу в масштабах нашего города. Я бы так и назвал эту программу: «ШКОЛА И ГРАЖДАНИН».

Приведу лишь некоторые пункты этой программы:

1. На городском уровне (администрация, Законодательное Собрание) создать постоянно действующую комиссию (комитет) по координации и содействию работе школ в этом направлении.

2. Задействовать комитеты по образованию, культуре, спорту, правоохранительные органы, средства массовой информации... Консолидировать все городские службы, от которых зависит данное направление работы.

3. Для оказания методической помощи школам в системной работе по здоровому гражданскому воспитанию создать городской (межрегиональный) Центр практического содействия и обмена опытом.

4. Откорректировать программы профессиональной подготовки в вузах и училищах, готовящих педагогические кадры. Ввести в программы такие дисциплины, как здоровый образ жизни, педагогическая экология, техника речи, актерское мастерство, педагогическая режиссура, альтернативные способы обучения. Создать в них собственную, более серьезную систему гражданского обучения и воспитания.

5. Откорректировать программы переподготовки учителей на всех уровнях в свете единой сверхзадачи.

6. Организовать мониторинг по реальным проблемам школы среди учеников, родителей и рядовых учителей. Сделать его открытым. Не бояться правды. По итогам корректировать план действий.

7. В каждом районе на базе научно-методических центров создать городские, независимые от районных администраций службы по социально-психологическому педагогическому мониторингу, отслеживающие ситуацию и оказывающие практическую помощь школам.

8. Для того чтобы учителя подняли головы и почувствовали себя полноценными гражданами своей школы, инициировать предусмотренную законом выборность директоров школ.

9. Упразднить паразитирующую на пассивности учителей пародию на так называемый профсоюз. Для этого нужно только одно: отменить незаконное поголовное взимание профсоюзного налога со всех работников системы образования. Инициировать создание реально действующих общественных, профессиональных объединений рядовых учителей и воспитателей.

10. Ввести в школах систему трехсторонних коллективных договоров между учителями, администрацией и родителями. Реально расписать права и ответственность сторон.

11. Сделать предельно прозрачным для всех сторон образовательного процесса бюджет школы. Взносы родителей сделать только централизованными и вписанными в ежегодно издаваемый финансовый отчет.

12. Из числа наиболее потенциальных школ по уровню оздоровительной и воспитательной работы определить в городе несколько пилотных школ-лабораторий для разработки методологических образцов.

13. Определить состояние здорового гражданского воспитания как основной показатель при аттестации школ и при предоставлении грантов.

Очень надеюсь на поддержку коллег и руководства. Единомышленники, отзовитесь!

Евгений КОЖАРА, директор Центра педагогических технологий, Санкт-Петербург