Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!». Когда Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери спросил у географа, куда ему отправиться, тот предложил: «Посети планету Земля. У нее неплохая репутация». К сожалению, сейчас репутация Земли подмочена.

Глобальные экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры. Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы, определяющие поступки по отношению к природе.

Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.

Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Здесь важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри нее, а также между природой и обществом.

Удивляет порой, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны, чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино- и видеофильмов. Этот вакуум приходится заполнять собственными усилиями. Ведь без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках и озерах, полях, лугах, лесах невозможно полноценное усвоение экологических знаний. Отсюда задача учителя - познакомить учащихся с экологическими проблемами родного края, с особенностями его природы по принципу от близкого - к далекому, от родного порога - к другим странам.

Наша Брянщина богата родниками, лесами, растительным и животным миром. Однако на эту первозданную красоту и величие обрушилась грозная опасность, имя которой - радиация.

Сложная ситуация сложилась в результате аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в результате которой юго-западный район Брянской области, где и расположен наш г. Клинцы, подвергся сильному радиационному загрязнению.

Будущее наших детей безрадостно, потому что прошлое нынешних взрослых не ставило своей целью формирование экологической культуры школьников. Сделать это никогда не поздно.

Основы краеведения закладываются в начальных классах. С первого года обучения учащихся знакомят с историей своего края, его природой, особенностями хозяйственной деятельности людей, приумножающих красоту и богатства родной земли. На примерах местного хозяйства важно показывать, как используются земли, водоемы и леса, какие меры применяются в целях их сохранения для последующих поколений.

Экологическое образование становится полноценным и отвечает потребностям общества лишь тогда, когда участники образовательного процесса включаются в практико-ориентированную деятельность по изучению экологической ситуации своей местности. Это необходимое условие формирования экологического сознания личности, определяющего его гражданскую позицию. Практическую направленность имеет работа по составлению экологического паспорта школы, родника питьевой воды.

Для этого необходимо сначала вызвать потребность в общении с природой родного края, понимание ее облагораживающего содействия, способность к нравственно-эстетическим переживаниям близости к природе.

Этому способствует использование на уроках природоведения, географии произведений устного народного творчества, литературных произведений брянских писателей о природе.

На смену традиционным урокам пришли нетрадиционные способы их проведения: урок-путешествие, ролевые игры, групповые работы, пресс-конференции, экологические суды и т.д. Такие занятия позволяют поднять интерес к предмету, развить у детей творческую самостоятельность.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях.

Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Следовательно, для организации чувственного познания природы значительную роль играют экскурсии, труд в природе, экологические походы.

Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Непосредственное общение с природой родного края позволяет ориентировать ребят на решение локальных экологических проблем, один такой урок на природе эффективнее десятка самых лучших уроков в классе. Построение внеклассной работы на краеведческой основе помогает учащимся постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства, особенности труда людей, т.е. ближе познакомиться и узнать то, что непосредственно окружает ребенка. Во внеклассной работе создаются благоприятные условия для восхищения природой, оценки своего труда и труда взрослых.

Моя задача - донести до ума и сердца детей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека и природы, пробудить интерес к природе родного края, вызвать стремление улучшить состояние окружающей среды.

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

В живописном уголке природы дети вместе с родителями проложили экологическую тропу, оформили стоянки и дали им названия: «Лекарственные травы», «Муравейник», «Родничок», «Гигантские деревья» и др. Их матери и отцы знают: пока дети охраняют лес, природу - она в ответ оберегает детские души от всяческой скверны, питает их живительной влагой родников родной земли.

Вырастут ребята, расстанутся со школой, а посаженные деревья останутся как память об их добрых делах.

Елена ВАСЮКОВА, учитель школы №9, Брянская область