Некоторые из 160 школ, подавших заявки, все же ограничились представлением формальных записок типа «Хочу участвовать в конкурсе «Школа будущего», и в этом случае, несмотря на то что школа именита, популярна, а ее работа значима в системе образования, она автоматически выбывала из этого конкурса. «Характерным было еще то, - говорит ректор МИОО Алексей Семенов, - что к 1 октября было подано менее 40% заявок, а потом будущим конкурсантам дали еще 10 дней на раскачку, и к 10 октября все 160 школ были к конкурсу готовы». 65 школ были отобраны по качеству заявки. Причем требования были довольно минимальными: новизна, наличие задела, кадровый потенциал, который позволит участвовать в экспериментальной работе. Никто, кстати, не требовал от школы, чтобы та выставила какую-то полную и завершенную модель «Школы будущего», речь шла о будущей работе в каком-то из направлений. Наиболее популярными направлениями были информатизация, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения и так далее. Два дня школы-претенденты участвовали в очном туре конкурса, который проходил на базе Центра качества образования. Атмосфера и организация конкурса были, по признанию конкурсантов, на очень высоком уровне. В жюри вошли представители городских учреждений: МИОО, Института развития образования, Центра качества, Департамента образования и так далее. Возглавлял жюри Юрий Громыко, который стал и главным организатором конкурсного действа. Все конкурсанты работали в группах, которые они сами выбирали из шести возможных, жюри о работе докладывал лидер группы, которого избирали участники, а затем представители школ по 3 минуты имели право на выступление по теме. Практически все школы приготовили свои небольшие презентации в виде слайд-шоу, видеоотрывков и так далее, с другой стороны, были и незапланированные выступления, которые становились итогом коллективной проектной работы в конкурсных группах. После первого конкурсного дня остались 34 школы, которые продолжили работу на следующий день. У этих школ прослеживался и элемент новизны, и задел на будущее, и кадровый потенциал, и качество команды, участвующей в конкурсе, и уровень презентаций, то есть все они, по мнению Алексея Семенова, уже заслуживали того, чтобы принимать участие (как и отдельные школы, не вошедшие в состав 34, а среди этих, не вошедших в тридцатку счастливчиков была, скажем, школа Ямбурга) и в разработке концепции «Школы будущего», и в реализации сетевой модели «Школы будущего». Эти 64 школы, которые представили разумные заявки, и 34 школы, которые были отобраны в первый день конкурса, действительно смогли представить довольно внятные разработки, которые можно использовать в будущем. Все эти школы заслуживают, как сказал Алексей Семенов, того, чтобы быть отмеченными округами, а также участия в будущем году в работе в рамках концепции, в разработке отдельных элементов модели «Школы будущего», в ведении тех или иных проектных работ. Жюри и организаторы конкурса обратились к Департаменту образования с просьбой о финансировании всей этой деятельности в 2007 году.

15 финалистов конкурса это: центр образования «Технологии обучения», школы №№ 1835, 57, 548, 1303, 1553, 825, 1535, 1314, 1321, 1517, 597, 1811, 1679, «Школа самоопределения». Из школ, оставленных за границей «пятнашки», жюри отметило пятерку школ, показавших себя особенно значительно в тех или иных направлениях, среди них - школы №№ 1533 (за информатизацию), 46 (за управление), 1828 (за многоаспектность), 218 (за индивидуализацию) и 1060 (за развитие гуманистического направления в модели «Школы будущего»). Среди отмеченных много городских школ, в очередной раз доказавших, что это сильные инновационные коллективы. В конце ноября состоится городская научно-практическая конференция, на которой школы должны представить свои доклады, посвященные модели «Школы будущего». На конференцию будут приглашены школы из регионов, с которыми округа поддерживают творческие контакты.