Надо сказать, что нынче ситуация в Москве стала достаточно напряженной. За девять месяцев 2006 года в Москве в различные ДТП попали 973 ребенка, 132 из них погибли, 1012 получили травмы. Мы выяснили, что чаще всего дети становятся участниками ДТП с 12 до 15 и с 17 до 19 часов. В первом случае это происходит тогда, когда они возвращаются домой из школы, во втором - когда они идут домой после внешкольных занятий (после спортивных тренировок, занятий в музыкальных школах, в кружках, в центрах творчества) или гуляют со сверстниками, находясь без присмотра родителей и педагогов.

Следует обратить внимание и на то, что, находясь за рулем автомобиля, мамы и папы часто не выполняют требования дорожной безопасности. В результате 211 детей-пешеходов пострадали из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения. Можно привести тысячи примеров, когда водители не пропускали пешеходов на пешеходном переходе, проезжали перекрестки на запрещающий сигнал светофора. Мы выявляем таких водителей, привлекаем их к ответственности по всей строгости закона.

В прошлом году на общегородском родительском собрании мне поступило множество записок от родительских комитетов Центрального, Южного, Восточного и других округов по поводу нарушения правил дорожного движения рядом со школами. По каждому сообщению мы провели проверки, но самое интересное - выяснилось, во многих случаях нарушения правил дорожного движения допускали родители, которые привозят своих детей в школы. Они и парковали машины непосредственно у входа в школы, и оставляли их на пешеходных переходах. Думаю, именно школьные родительские комитеты должны обратить внимание на такие факты.

Сегодня существенно увеличилось количество ДТП с детьми, управляющими скутерами и велосипедами. А ведь именно родители тратят деньги (и немалые!), покупая своим детям такие взрослые игрушки, забывая обеспечить их безопасность, не объясняя им, как важно использовать защитные шлемы, налокотники и наколенники. Самое важное - прежде чем выезжать на улицы города, дети должны хорошо знать и выполнять требования дорожных правил.

Особую тревогу вызывает тот факт, что более 40% детей (пешеходы, пассажиры, велосипедисты, роллеры, дети в колясках - всего 422 ребенка) пострадали, находясь в сопровождении родителей. К сожалению, в последнее время родители чаще всего переходят дорогу, почти не обращая внимания на своих детей. В октябре на улице Юных ленинцев по пути с рынка домой мама со своим 12-летним сыном стала переходить дорогу в неустановленном месте и слишком поздно обратила внимание на приближающуюся автомашину. Мама успела отскочить в сторону, а ребенок - нет. С переломом ноги мальчик был доставлен в больницу.

Это не единственный случай, когда взрослые забывают обеспечить безопасность ребенка. Еще одна трагедия, происшедшая в июне на Профсоюзной улице, подтверждает это. В тот день семья вместе со своей одиннадцатилетней дочерью решила посетить кинотеатр. Торопясь к началу сеанса, отчим, сидящий за рулем автомашины, стал объезжать «пробку» на дороге и выехал для этого на полосу встречного движения. В этот же момент произошло столкновение с автомашиной, следовавшей во встречном направлении. Девочку, которая находилась на заднем сиденье и не была пристегнута ремнем безопасности, от удара выбросило на рулевое колесо, она получила тяжелые повреждения. Службе МЧС с большим трудом удалось извлечь тела пострадавших из покореженной груды металла.

Думая, что все те «ужасы» ДТП, ранения, получаемые их участниками, которые показывают на экране телевизора, касаются только пострадавших, взрослые люди смело ступают на проезжую часть, совершают опасные маневры на автомобилях, не оценивают окружающую обстановку или нарушают правила дорожного движения, забывая о том, что пострадавший пешеход может оказаться их ребенком. Между тем в руках взрослых безопасность молодых людей, взрослые должны собственным примером показывать детям, как правильно переходить дорогу, а если рядом с ними окажется ребенок, нарушающий правила дорожного движения, остановить его. Может быть, именно так взрослый может спасти чью-то жизнь.

В канун начала нового учебного года мы обследовали все подъездные дороги к учебным образовательным учреждениям, провели «горячую линию», получили сотни сообщений о проблемных участках на пути следования к школам и дошкольным учреждениям. В итоге были нанесены дополнительные дорожные разметки, установлены около двухсот тысяч дополнительных дорожных знаков «Дети» и «Пешеходный переход».

Напомню, что решение об установке дорожных знаков, светофоров, устройстве искусственных дорожных неровностей и нанесении дорожной разметки принимают органы местного самоуправления - управы и префектуры. Госавтоинспекция тоже участвует в этом процессе, мы проверяем возможность установки требуемых технических средств организации дорожного движения на том или ином участке дороги, а также оцениваем необходимость проведения таких работ, после чего даем заключение на их проведение.

В настоящее время принята Федеральная программа по безопасности дорожного движения, принята такая программа и в Москве, в ней большая роль отведена обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах. В Москве уже построены автогородки и площадки для изучения детьми правил дорожного движения в условиях реальной обстановки.

На территориях административных округов мы регулярно проводим мероприятия, направленные на снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Силами инспекторов подразделений ГИБДД постоянно проводим беседы с детьми по правилам дорожного движения и безопасного поведения на городских улицах, организуем конкурсы и викторины.

Проблема безопасности детей на дорогах, конечно, в компетенции не только ГИБДД, на протяжении многих лет мы активно сотрудничаем и взаимодействуем с Департаментом образования, ежегодно вместе разрабатываем и успешно реализуем общие планы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Сотрудники подразделений ГИБДД принимают участие в совещаниях директоров и педагогических коллективов, в планировании классных часов и родительских собраний, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения всегда готовы оказать практическую помощь в работе «Школ выходного дня» для родителей, организуемых на базе образовательных учреждений.

С будущего года, который мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков объявил Годом ребенка, обучению детей в школах и дошкольных учреждениях будет уделяться особое внимание. В школах оно будет обязательным для всех детей с 1-го по 11-й класс.

Хочу подчеркнуть, что руководство Управления ГИБДД понимает всю важность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Дети - надежда, цвет и будущее нашей страны. Московские дороги - дело серьезное и опасное. Здесь надо быть особенно внимательными, обязательно знать, неукоснительно выполнять правила дорожного движения. Ведь основной груз ответственности за жизнь и здоровье лежит именно на плечах родителей. Мы все - участники дорожного движения, в наших силах помочь детям выучить правила безопасного поведения на улице, своими действиями на дороге показывая пример детям. Провожая ребенка в школу, каждый раз необходимо использовать это время для того, чтобы объяснять детям правила дорожной безопасности, и, конечно же, самим никогда не подавать пример безрассудного поведения на дороге, как бы ни спешили и ни опаздывали. Только совместными усилиями мы сможем оградить наших детей от беды!