- Победа в Великой Отечественной войне стала возможна благодаря единству и дружбе советского народа, а это единство было достигнуто благодаря деятельности партии, комсомола, пионеров, ОСОАВИАХИМа и, конечно, школ, учебных заведений. Действовали дворцы пионеров, пионерские лагеря, тысячи кружков. Поведение человека в семье, в коллективе, его нравственное лицо были в то время предметом первостепенного значения, то есть действовала мощнейшая комплексная система патриотического воспитания. В период развала Советского Союза все это было предано анафеме, но жизнь и здравый смысл, естественно, берут свое. Руководство страны сейчас пришло к выводу, что упустить молодежь - значит упустить будущее страны. Но мы постоянно теряем массу времени, Правительство РФ почему-то реагирует на события через несколько лет после того, как в народе они «набили оскомину». Так Правительство РФ с запозданием узнало, что у нас падают самолеты, разрушена авиапромышленность и надо принимать меры. Гласу народа и даже средствам массовой информации понадобилось несколько лет, чтобы правительство увидело, как российского предпринимателя не пускают на рынки. То же самое произошло и с важным государственным патриотическим воспитанием.

Выпуск городской программы на 2006-2010 годы по патриотическому воспитанию населения демонстрирует: дело это не частное и не второстепенное, а важная государственная задача всех ветвей власти и общественных организаций.

Сейчас очень важно, по нашему мнению, не только думать о расширении этой работы, но всемерно поднимать ее качество. Эффективность работы по воспитанию патриотов Отечества будет в значительной мере зависеть от того, что мы будем вкладывать в умы и сознание молодежи. Если пропагандировать фальсифицированную, замешанную на политической конъюнктуре историю - это одно направление, которое не приведет к воспитанию настоящего патриота. Если мы будем базироваться на правдивой истории, на великих традициях нашего народа - это даст результат. Мы, ветераны, стоим именно на этой позиции, создаем сейчас лекторские группы в окружных и районных организациях, вовлекая в это дело самых авторитетных и квалифицированных ветеранов. Московский городской совет ветеранов организовал группу лекторов из квалифицированных ветеранов для использования их наработок по типу лекторов общества «Знание», которые в советское время ездили по всем регионам страны и информировали население.

Московский городской совет ветеранов, другие ветеранские организации стремятся сейчас как можно лучше использовать потенциал ветеранов-педагогов в музеях школ и вузов. Я не могу не подчеркнуть, что за последние годы департамент Любови Кезиной круто изменил в лучшую сторону свое отношение к вопросам патриотического воспитания молодежи, в школах работают музеи, создан центр под руководством генерала Акчурина, который систематически проводит научно-практические конференции, сотрудничает с ветеранами на проводимых конкурсах. Мы горячо поддерживаем программу, предложенную Департаментом образования. Она разрабатывалась в тесном сотрудничестве с ветеранскими организациями и, на наш взгляд, по содержанию на порядок выше федеральной. Заслуживает всяческого одобрения предложение о создании в образовательных учреждениях детского движения по оказанию помощи ветеранам войны и труда, участникам войн, по шефству над госпиталями, детскими домами и так далее. Вместе с тем было бы полезным издание воспоминаний участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла под общим названием, которое уже у нас существует - «Слово солдата Победы». Вышло уже пять томов воспоминаний, в настоящее время готовятся 6 и 7-й тома, изданные книги будут передаваться в библиотеки, музеям школ, вузов, предприятий и учреждений.

Программа, по нашему мнению, несомненно, станет мощным средством организации прежде всего работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Арина ТАТАРЕВИЧ, студентка Московского государственного открытого университета, дублер председателя Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы:

- Что может быть принципиально нового в подходе и реализации задачи патриотического воспитания? Как можно будет оценить результаты выполнения программы через три года и по какому из критериев: освоение финансовых средств, количество проведенных мероприятий или по увеличению количества патриотов в нашем городе? Члены студенческого правительства пришли к выводу, что патриотизм как понятие должен быть истолкован довольно широко, рассматривать его в узком военно-патриотическом направлении сегодня явно недостаточно, хотя именно эта работа отточена предыдущими поколениями.

Вызов последних лет связан в обществе с утратой ценностей и, как следствие, с развитием апатии к любым патриотическим действиям, с дискредитацией самого понятия «патриот». Тяжелый удар нанесен и по молодежи. Как проявлять свою любовь к Отечеству, когда рядом царствует утверждение: «От тебя ничего не зависит». Молодежь отреагировала - в сленге моих сверстников появилось модное слово «забей».

Первое ознакомление правительства дублеров с представленной программой патриотического воспитания произошло три месяца назад. Погрузиться в эту работу нам помогли встречи с руководителями учебных заведений, загородных лагерей, специалистами Департамента образования.

Хочу подчеркнуть несколько несомненных достоинств проекта. Важно, что программой предусмотрено проведение Департаментом образования работы по подготовке педагогов и воспитателей с четко разработанной научной и методической базой. Следует отметить, что именно образовательные учреждения города призваны выполнять работу методических центров патриотического воспитания. Многие из них стараниями активно настроенных директоров совместно с уважаемыми ветеранами ведут эту работу уже сейчас, их опыт и пример трудно переоценить. Рассмотрев все мероприятия, мы считаем, что этой программе необходимо, помимо текущего, дополнительное финансирование с четко прописанными задачами и исполнителями. Для эффективной работы по принимаемой программе в городе должна быть выстроена система взаимодействия на отраслевом и на территориальном уровне, поэтому необходимо вести разработку планов работы префектур совместно с муниципальными образованиями, ведь им сейчас передаются государственные полномочия по работе с детьми и подростками по месту жительства. Обязательным должно стать условие взаимодействия при таком планировании с молодежными организациями и клубами в районах.

В последнее время все мы наблюдаем внимание отечественного кинематографа к героико-патриотической теме - «Звезда», «Девятая рота», «Живой». Их популярность бьет все рекорды, оставляя позади многие зарубежные киноленты. Это реальное доказательство того, как необходимы нам, молодым, основы для гордости за свою страну, как среди огромного вала негативной информации мы ищем опору для уважения к самим себе, ведь известно: нет чувства Родины - нет патриота, нет патриота - нет гражданина, нет гражданина - нет страны.

Надеемся, что эта среднесрочная программа станет важной, новой точкой отсчета в воспитании толерантности, веротерпимости, милосердия, уважения к многонациональной культуре. Необходимо наравне с патриотизмом учить людей диалогу, иначе сам патриотизм начинает обретать агрессивные формы, поиск виноватых вместо попытки продвинуть к лучшей жизни. Необходимо укрепление единства и межнациональной дружбы, проведение мероприятий, направленных на объединение различных культур и традиций народов России.

Вячеслав СИВКО, президент Регионального общественного фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации:

- Работа по созданию Комплексной целевой среднесрочной программы патриотического воспитания молодежи Москвы на 2007-2009 годы Департаментом образования города Москвы проводилась в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными органами и ведомствами, в том числе и с общественными объединениями. В программе использован накопленный опыт работы общественности Москвы по патриотическому воспитанию молодежи. Следует отметить, и это справедливо, что ведущая роль в реализации городской целевой программы отводится Департаменту образования.

Мы полностью согласны и приветствуем то положение, что воспитанием должны заниматься профессионалы, а общественные организации дополняют и наполняют этот процесс. Разработчиками программы учтено направление, заданное постановлением правительства Москвы от 26 июля сего года №564-ПП о воспитании, о концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 годы по вопросу трехстороннего взаимодействия власти, бизнеса и общественности в достижении поставленных целей.

Бизнес-сообщества все активнее принимают участие в поддержке решения социально значимых для населения Москвы задач. Так, Региональным общественным фондом поддержки Героев совместно с Департаментом образования города Москвы в настоящее время идет разработка проекта патриотического воспитания, физического и духовного развития детей и подростков с девиантным поведением, специальных образовательных школ города Москвы в 2006-2008 годах «Возьми в пример себе Героя». Финансовое обеспечение проекта берет на себя корпоративный благотворительный фонд финансовой корпорации «УРАЛСИБ».

В план городской целевой программы включены мероприятия, полезность и востребованность которых апробированы временем. Важное место отводится проведению «Уроков мужества», где главную роль играют ветераны Великой Отечественной войны, последующих войн и военных конфликтов. Мы ежегодно проводим «Уроки мужества», посвященные Дню защитника Отечества, на базе московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил работаем с допризывной молодежью. В течение пяти дней до двух тысяч подростков участвуют в комплексных занятиях по пропаганде конституционных обязанностей и долга гражданина быть готовым к защите Отечества.

Новым в программе патриотического воспитания молодежи на 2007-2009 годы стало ежегодное награждение переходящим «Кубком Героев», призами и грамотами Героев за успехи в патриотическом воспитании.

Поддерживая в целом принятие Комплексной целевой среднесрочной программы патриотического воспитания молодежи Москвы на 2007-2009 годы, следует обратить внимание на недостаточное финансовое обеспечение отдельных мероприятий. Так, на допечатную подготовку и издание учебно-методических пособий по военно-патриотическому воспитанию планом предусмотрено выделение всего лишь 30 тысяч рублей, равномерно по 10 тысяч рублей на каждый год. Понятно, что на такие деньги что-либо полезное издать невозможно. Хотя отсутствие качественной литературы в достаточном количестве по вопросам патриотического воспитания - это одна из главных проблем в настоящее время.