Патриотов растит школа

Нынешняя целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи на 2007-2009 годы» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Она продолжение предыдущей программы патриотического воспитания молодежи, основной целью которой было совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи города высокой сознательной активности, гражданственности, патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу-герою Москве, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Должна сказать, что патриотическая работа за прошедшие годы была особенно активной в период подготовки и празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Можно с уверенностью сказать, что основные цели программы в основном были достигнуты. Во-первых, в результате исполнения программы была сформирована структура управления городской системой патриотического воспитания, создан и действует городской межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию, координационные советы во всех префектурах, в системе образования созданы и работают городской и окружные центры военно-патриотического и гражданского воспитания. В процессе реализации системы профессионального образования был также создан Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования, приняты дополнительные меры по укреплению кадрового состава районных управ.

Во-вторых, усилена роль патриотического воспитания в преподавании предметов гуманитарного цикла (литературы, географии, истории и других) в образовательных учреждениях. Выполняя программу, мы осуществили комплекс мероприятий, направленных на глубокое изучение истории Великой Отечественной войны, исторической роли Москвы и москвичей в достижении побед на переломных этапах войны. Это нашло отражение во всех формах урочной и внеурочной работы, во всех видах образовательных учреждений, в курсах отечественной истории, обществознания, москвоведения, граждановедения, основ безопасности жизнедеятельности, деятельности патриотических, поисковых, туристско-краеведческих, музейно-патриотических, исторических и других объединений учащихся. Стало традицией начинать учебный год в Москве первым уроком, посвященным патриотической теме. Вот и в этом году первый урок был посвящен 65-летию битвы под Москвой «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова».

В соответствии с решением коллегии Департамента образования были приняты меры по усилению роли преподавателей истории, повышению квалификации, переподготовки учителей истории. За 2002-2006 годы была обновлена учебно-дидактическая база преподавания истории, переработан и издан комплект учебников с 5-го по 11-й классы по всеобщей и отечественной истории. Еще три года назад во всей системе образования и общего среднего, и высшего насчитывался 41 учебник по истории. Сейчас это все приводится в систему, изданы учебники по москвоведению для 1-6-х классов, выпущены учебные пособия по народоведению, обществоведению и праву. Благодаря издательской программе правительства Москвы фонд школьных библиотек значительно пополнен литературой патриотического содержания.

В-третьих, значительно расширена сеть образовательных учреждений патриотической направленности. За эти годы мы открыли еще четыре кадетских корпуса - в Южном, Северном и Юго-Восточном округах. Сегодня Москва располагает двенадцатью кадетскими образовательными учреждениями, в которых обучаются более 2300 воспитанников. Благодаря усилиям правительства Москвы, префектур, окружных управлений третий год в поселке Тучково успешно работает круглогодичный кадетский образовательно-оздоровительный лагерь «Патриот». Число военно-патриотических клубов, объединений, поисковых отрядов за этот период увеличилось почти в три раза - со 140 до 400. Наибольшее количество патриотических клубов образовано в Северо-Восточном, Южном, Западном округах. Только в результате деятельности московских поисковых отрядов, принимающих активное участие во Всероссийской Вахте памяти, поднято более 5000 останков воинов, около 600 из них опознаны. Практически во всех 147 учреждениях дополнительного образования работают объединения военно-технической, военно-спортивной направленности. Занятия в них ведут по пятидесяти образовательным программам, учащиеся, педагоги, родители, ветеранские организации провели огромную работу по созданию музеев в образовательных учреждениях. Сегодня их уже 980, половина из них стала военно-патриотическими центрами, центрами патриотической работы с молодежью, местом встреч ветеранов, их общения с юными москвичами. Департамент образования обобщил опыт работы музеев и издал энциклопедию военно-исторических музеев системы образования Москвы (тиражом 5000 экземпляров). Работу по патриотическому воспитанию наиболее успешно ведут музеи Центрального, Северного, Западного, Юго-Восточного округов. В городе сложилась система музейной педагогики.

В-четвертых, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания приобрело системный характер. Особую роль в патриотическом воспитании детей и молодежи играют Московский городской совет ветеранов, Московский комитет ветеранов войны, Совет московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, Региональный фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев РФ. Пятый год фонд вместе с Департаментом образования проводит смотр-конкурс среди окружных управлений образования на лучшую организацию военно-патриотического воспитания с вручением переходящего Кубка Героев.

В ходе реализации программы более результативным стало сотрудничество и взаимодействие всех департаментов и комитетов столицы. Благодаря совместным усилиям у молодежи стали популярны такие акции, как «Эшелоны Победы», «Маршруты Победы», «Вахты Памяти», торжественные шествия, посвященные историческим парадам 1941-1945 годов, Спартакиада допризывной молодежи, фестивали патриотической песни и другие значимые мероприятия. В тесном взаимодействии префектур с Московским военным округом, МЧС Москвы, военным комиссариатом, РОСТО проводятся соревнования по спортивно-техническим видам спорта, слеты военно-патриотических клубов, оборонно-спортивные лагеря, пятидневные сборы по программе «Основы военной службы».

В-пятых, уже сформирована система научно-методического обеспечения и сопровождения патриотического воспитания. При окружных научно-методических центрах действуют лаборатории по проблемам патриотического воспитания, издается инструктивная и методическая литература в помощь практическим работникам.

Кульминационным моментом всей работы были мероприятия, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. По-настоящему в эту работу включились все москвичи - и дети, и взрослые, в ней принял участие каждый школьник, в результате родилось много новых интересных инициатив. Это Международный форум учащихся городов-героев «Поколение мира - без войны», в котором приняли участие 350 детей из 12 городов-героев, московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодежи «Нет фашизму!», в котором приняли участие более 10 тысяч школьников не только Москвы, но и других регионов России. Была издана книга творческих работ лауреатов конкурса «Эта Победа твоя и моя», широкое звучание в городе получила проведенная в Южном округе акция «Хлеб войны - хлеб Победы» с включением уроков Мужества, этнографических обрядовых программ, фотовыставок. По всей стране и за ее пределами была поддержана родившаяся в школе №823 Северо-Западного округа акция «Солдатский платок», в ходе которой было собрано и передано в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе около 17 тысяч платков. Ученик девятого класса школы №1106 Андрей Кошев написал: «Я горжусь всеми своими родственниками и буду помнить о них, потому что нельзя забывать историю своей страны. Ведь каждый из нас, сегодняшних внуков и правнуков свидетелей войны, - звено в цепочке памяти». Наши ребята проявляют просто немыслимые творческие способности, таланты, они пишут рассказы, повести, а мы все это издаем, и я благодарна префектурам за бережное отношение к этому детскому творчеству.

Важно услышать и понять детей, ведь они всегда искренни и правдивы, эмоциональны в проявлении чувств. Александр Махотин, ученик одной из школ Северо-Восточного округа, написал так:

Моя Русь, порой бывает

стыдно

За то, что мы творим.

За Родину обидно,

за Волгу, Днепр и Крым.

И хочется скорее славян

объединить,

Чтоб стали мы добрее

и с правой верой жить.

В учебе и повсюду я с духом

соберусь

И в школе славить буду свою

Святую Русь!

Подводя итоги работы за прошедший период, можно сказать о том, что высокой оценки заслуживает системная работа по патриотическому воспитанию Северо-Восточного, Восточного, Центрального, Северного и других округов. Нельзя не отметить деятельность Московского психолого-педагогического университета, который проводит сегодня колоссальную работу.

И все же предлагаемая нами программа патриотического воспитания не простое продолжение предшествующей. Ее отличает существенная новизна, в ней более системно представлены исторические, культурные и духовно-нравственные ориентиры патриотического воспитания.

При подготовке новой программы нам представлялось очень важным сохранить достигнутый уровень патриотической работы в Москве. Данные мониторинговых исследований по изучению мнения старшеклассников по ключевым направлениям работы московского образования свидетельствуют об высокой оценке уровня патриотической работы в образовательных учреждениях и вместе с тем об ожиданиях более масштабной работы в этом направлении.

Но у нас есть все еще огромное количество проблем, и сделать предстоит больше, чем сделано. Сегодня образование прикладывает огромные усилия для формирования патриотического сознания каждого ребенка, но всем хорошо понятно, что одна школа никогда не воспитает настоящего гражданина и патриота. Необходимо, чтобы воспитание начиналось в семье.

Одна из важнейших проблем, которую предстоит решить, - повышение престижа защитника Отечества и служения Родине среди молодежи. Думаю, много говорить на эту тему не нужно, все и так хорошо понимают, что сделали с авторитетом нашей армии и каково сегодня приходится тем образовательным учреждениям, которые работают с допризывной и призывной молодежью. Мы рассчитываем, что новая программа позволит нам приблизиться к решению этих и других проблем.

Официально

В программе патриотического воспитания на 2007-2009 годы четыре раздела.

Раздел первый - «Координация и интеграция деятельности организаций и структур, участвующих в патриотическом воспитании молодежи».

Раздел второй - «Взаимодействие государственных институтов с общественными организациями по совершенствованию процесса патриотического воспитания молодежи».

Раздел третий - «Создание условий по повышению эффективности патриотического воспитания».

Раздел четвертый - «Основные направления и формы патриотического воспитания».