Чтобы разобраться, побывал в московском политехническом колледже №31, созданном на базе автомобильного колледжа АМО ЗИЛ и трех ПТУ, насчитывающем 2700 учащихся и 350 преподавателей и сотрудников. Сам автомобильный колледж появился когда-то в результате слияния ПТУ №1 и Московского автомеханического техникума в теперь уж далеком 1993 году. Тогда объединение стало показательным. В колледже в основном готовят технологов машиностроения, специалистов по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта, а также токарей, фрезеровщиков, слесарей, сварщиков. То есть таких специалистов, в которых в последние годы промышленность испытывает ощутимую нехватку. Но не получится ли так, что в скором времени за отсутствием достаточного количества молодых людей, желающих стать рабочими, подготовка по программам НПО в колледже сойдет на нет?

- Будем надеяться, что этого не произойдет, - высказал надежду Александр Бодров, директор колледжа, работающий в этой системе четырнадцатый год. - Цель объединения - в интеграции начального и среднего профобразования. Она заключается не только в том, чтобы дать стандартный объем теоретических знаний учащимся, но и вывести их на новый практический уровень. Причем в разных сферах услуг. Ведь время по разделению начального профобразования и среднего, когда отдельно готовится рабочий и отдельно технолог, изжило себя. Эта идея стала началом объединения, которое теперь осуществляется повсеместно, потому что промышленность выходит на новый уровень в тот самый период, когда ПУ перестали пользоваться популярностью у молодежи. А квалифицированные специалисты очень нужны. Поэтому надо добиваться уважения труда рабочего в обществе. Да и рабочий человек должен уважать свой труд. Наша работа именно на это и направлена. Не зря же подмастерья в прежние времена приучались к выбранной профессии с детства. Сегодня, конечно, такой подход невозможен, но определенный этап ученичества и привыкание к своей специальности просто необходимы. Объединение учреждений НПО и СПО на это и направлено. Не нужно дважды, а то и трижды учить одному и тому же на разных уровнях, ведь годовое обучение одного студента обходится в среднем в 60 тысяч бюджетных рублей.

Понятна забота и тревога энергичного директора, болеющего душой за общее дело. Давно пора возвращать в школы систему профориентации, которая неплохо работала еще пятнадцать-двадцать лет назад. У нас же молодой человек, лишь бы не попасть в армию, стремится в любое учебное заведение, даже на платное обучение. Чаще всего родители не хотят, чтобы их дети стояли за станками. Но подготовка токаря сегодня обходится Москве в несколько сотен тысяч рублей, а получает такой специалист, работающий на современном оборудовании, от 25 тысяч рублей. Это не снилось многим «белым воротничкам». Но родители продолжают видеть своих отпрысков «белыми воротничками». Парадокс, но мастер и преподаватель колледжа сегодня получают меньше, чем их выпускники, поэтому с каждым днем все труднее найти педагогов в колледжи Москвы, не говоря уже о ПТУ в регионах.

- Даже если в регионах РФ сохранить здания и производственную базу, бездеятельность и недальновидность по отношению к преподавательскому составу приведут к его значительному сокращению, трудно восполнимому впоследствии, - считает Александр Бодров. - Это отрицательно скажется на работе всей системы, нарушится разумная пропорция, при которой у оставшихся преподавателей из-за загруженности будет меньше времени на научную работу, на развитие и совершенствование методик обучения. Они просто не смогут давать знания студентам на современном уровне.

Преодоление этого и должно стать комплексной задачей на ближайшие годы. Этому могла бы способствовать грамотно организованная переподготовка, а также ресурсные центры, подобные тем, что сегодня создают в Москве. Эти центры могут готовить высококвалифицированных рабочих, а затем и повышать их мастерство, привлекая к этой деятельности работодателей.

Со словами Александра Николаевича трудно не согласиться. Если уж нам не очень-то удается восстанавливать промышленность теми темпами, какими хотелось, из-за нехватки кадров, то профессиональные учебные заведения могли бы вполне восполнить эту нехватку.

Владимир ПРОНСКИЙ

Комментарий специалиста

Михаил УСОВ, заместитель начальника Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию:

- В последние годы происходит объективная интеграция НПО и СПО, и в настоящее время готовится программа стратегии развития НПО и СПО на ближайшие 3-5 лет. Подготовка этой программы началась в ноябре 2005 года при активном участии Минобрнауки, Рособразования и объединений работодателей. С этой целью при Российском союзе промышленников и предпринимателей созданы три рабочие группы по модернизации СПО и НПО, в которые вошли и члены президиума Союза директоров ссузов России. Думается, результат такой совместной работы будет конструктивным, отвечающим и государственным, и общественным запросам.