Добираться до деревни Алёновки Унечского района Брянской области осенью или весной довольно опасно - можно надолго застрять в пути. Виноваты, как обычно, дороги. Сказать, что местные власти совсем не видят беды, было бы несправедливо. Решить дорожный вопрос они пытались еще лет десять назад. Тогда между Унечским и Стародубовским районами разрабатывали песчаный карьер. Недалеко, под Жечей, задумывалась грандиозная стройка. Деньги от продажи песка планировалось потратить на дорогу между многострадальной Алёновкой и деревней Березина. Кстати, сейчас Березина - центр образованного недавно сельского поселения. Так вот в этом муниципальном образовании несколько школ: начальная в Рябовке, основная, то есть девятилетка, в Алёновке, и средняя общеобразовательная в Березине. Меньше всего повезло Алёновской основной школе. За забором у нее - совхозные поля. Чуть дальше - угодья местного лесничества, где проводят плановую вырубку древесины. А путь к ней один - через Алёновку. 6 километров разбитой дороги, как ни крути, а приходится ежегодно латать, подсыпая грунт. Кстати, стоит это 30 тысяч рублей. «Но как же деньги от продажи песка?» - спросит внимательный читатель. Напомню, дело было десять лет назад, в период развала и перестройки. Разваливаться начал совхоз, а все остальные перестроились, то есть попытались как-то приспособиться к весенне-осенним разливам грязи. Еще одна маленькая деталь: сквозь деревню Алёновка протекает река Гнилуша. Точнее, протекала много лет назад, теперь вода в берегах стоит. Словом, местные Алёнки да Кузи потянулись к центру.

Анна Денисовна Черная - коренная алёнка, точнее, алёновчанка, директор школы. Хотя за всю свою жизнь она так и не вспомнила ни одной Алёны в их деревне. Деревня эта никогда не была большой. Однако до двухсот человек набиралось. Детишек, к примеру, в 1996 году было 53.

- У нас почти каждый алёновец с высшим образованием. К примеру, Грибановы! Слава авиации - Петр Дмитриевич, генерал-майор в отставке. Он, кстати, приезжал как-то, мы организовали встречу известного земляка с нашими ребятами. Ну и, конечно, рассказали о своей беде. Он обещал помочь, но...

- Анна Денисовна, а как давно люди стали уезжать?

- Да как-то постепенно: сначала работы не стало, потом дорога эта разбитая. Мы ведь рядом с трассой... А места у нас очень красивые. Но природной лепотой людей не удержишь. Нужны дороги, связь с центром.

...За последние четыре года число школьников сокращалось на три-четыре в год: 21, 17, 12. И учителей осталось всего 8. Но есть в этом и свой плюс. Школа, можно сказать, перевыполнила план по компьютеризации - на 12 учащихся две машины. Это, безусловно, отрадно, что такую малоперспективную школу не обошли вниманием и включили во все программы по развитию образования нашей области. Кстати, школа отапливается природным газом. Но количество школьников по-прежнему уменьшается. К 2009 году, по данным местных статистиков, ситуация может выправиться, учеников, возможно, наберется до двух десятков... если, конечно, к этому времени деревня вообще не опустеет. Валентина Владимировна Цисленко, специалист отдела образования Унечского района, считает, что решать судьбу школы, а следовательно, и села нужно осторожно.

- Да, в школе сейчас 12 учеников. А ведь когда-то два этих деревянных здания были переполнены. Сейчас не тесно и в одном. И педагогический коллектив невелик, но следует отметить, что на уровне подготовки демографический кризис никак не сказался. Дети по-прежнему показывают неплохие результаты в спорте, сохранен школьный музей боевой славы, продолжается краеведческая работа. Да и по уровню знаний школа вовсе не самая последняя в районе.

Понятно, что терять такое образовательное учреждение не хотелось бы. Значит, нужно строить дорогу. Глава Березинского сельского поселения Татьяна Михайловна Хомякова готова начать работы хоть сейчас, но прежде посчитала, во сколько обойдется такое строительство. Отрезок дороги, который требует капремонта, длиной 6 километров. Для расчета возьмем стоимость десяти квадратных метров - это 30 тысяч рублей. Сами умножите на километры или написать результат?.. Вот и Татьяне Михайловне страшно даже подумать, сколько миллионов рублей стоят 6 километров дороги от Алёновки до Березина. А там, напомню, базовая школа поселения, одиннадцатилетка. Туда как раз и можно было бы направить 12 алёновских ребят на школьном автобусе. Но подъехать к школе во время природной расхлябанности можно только на тракторе, который приходится просить в соседнем совхозе или у местных коммунальщиков. А ведь с техникой всегда проблемы. Так что ходить алёновским школьникам и их учителям в резиновых ботфортах, пока не найдутся те самые миллионы.

У местной власти, то есть у Татьяны Хомяковой, есть другой, более короткий и дешевый путь - проложить дорогу от Алёновки до Рябовки. Туда все на том же школьном автобусе можно подвозить малышей, а потом старшеклассников по прямой в деревню Березина. Главное - найти миллионы.

Искать следует сообща: и Татьяне Михайловне, и унечским властям, и властям областным. Но и тут следует все хорошо продумать - будет дорога, вывезут учеников и... закроют школу. А закроют школу - умрет село. Круг замкнулся. Так, может быть, не строить дорогу?.. Пока не закончился демографический кризис.

Ирина МАМОНОВА, деревня Алёновка, Унечский район, Брянская область