Воспитание лидеров в МОУ «Лицей» зиждется на трех педагогических пластах. Первый - традиционное образование. Учеба здесь начинается с 8-го класса, потому как именно в этом возрасте подросток получает первый социальный опыт. Пусть даже на эмоциональном уровне. Лицей – элитное образовательное учреждение. Элитарность заключается в том, что его выпускникам в будущем придется решать важные политические, экономические, управленческие вопросы. Так что тут учатся только те, у кого есть задатки лидера. Выявляются они на отборочных турах. Прежде всего поступающие должны пройти конкурс письменных работ с темами, которые и студентов-пятикурсников заставят поломать головы. Например, «Россия третьего тысячелетия», «Образование 2005 года» или «Нефтеюганск и его будущее». Главное в этих сочинениях не стилистика и орфография – на ошибки вообще не обращают внимания, а гражданская позиция. Директор МОУ «Лицей» Игорь Баннов пояснил:

- Если ребенок написал, что, увидев бумажку, он ее поднял и выбросил, значит это наш человек.

- А как же успеваемость?

- При поступлении к нам дети могут быть круглыми двоечниками, но в процессе учения они исправятся. На самом деле школьную программу освоить не так уж сложно, было бы ради чего. Когда подростки это понимают, они начинают учиться не ради папы и мамы, а ради себя, ради своего будущего. Поэтому троечники уходят от нас твердыми хорошистами.

На втором отборочном туре независимые психологи оценивают уровень развития школьников в соответствии с их возрастным цензом, а на третьем - поступающие проходят собеседование, которое проводят старшеклассники лицея. Так педагоги включают своих подопечных в реальную ответственность за будущее своего образовательного учреждения.

Второй пласт воспитания в лицее основан на проектной деятельности. К 10-му классу у подростков уже сформирован некоторый негативный жизненный опыт: конфликты с родителями, отношения с друзьями, трудности в школе. Для 15-16-летних это проблемы вселенского масштаба, и, если вовремя не помочь их решить, ребята начнут избавляться от них самостоятельно: сигаретой, пивом, героином. В этом заключается их первый серьезный социальный багаж. В отличие от своих одногодков лицеисты могут похвастать тем, что избирали трех мэров Нефтеюганска, и каждый новый глава представлял им свою программу. Они гордятся тем, что не раз выступали в местной Думе и участвовали в разработке Устава города. А это уже совсем другой социальный опыт, который убеждает юных лидеров, что они – будущее Нефтеюганска.

- Игорь Иннокентьевич, в чем заключается третий воспитательный пласт?

- Это самый сложный и самый неотработанный пласт – метапредметный. Он направлен на решение социальных проблем и заключается в том, что мы представляем образование как единственное средство, способное вытащить страну из водоворота событий.

По словам Игоря Баннова, эти три педагогических пласта позволяют подросткам ощущать себя нужными, полезными и важными. Особенно когда к их помощи обращается государство. Педагоги лицея благодарны Министерству образования РФ за конкурс социальных проектов среди подростков и детей «Я – гражданин России!». Понятно, что лицеисты – его активные участники: они ежегодно выходят в финал соревнования. Как известно, от малого до большого – один шаг. Набив руку на проектах общероссийского конкурса, лицей в прошлом году стал инициатором общественной организации – гражданского клуба «Нефтеюганск-2010».

Как рассказали ребята, клуб появился из-за неустроенности, из-за того, что им стало тревожно за будущее в ситуации, когда твои друзья - наркоманы, когда с тобой во дворе может случиться все что угодно. Здесь надо либо плыть по течению и жить по законам улицы, либо строить новые отношения, основанные на взаимном уважении. Ребята выбрали второе. Они пошли по подъездам и стали приглашать сверстников принять участие в дворовых играх. Сначала их посылали «подальше», потом стали прислушиваться, а затем и играть. В этом году состоялся «Ледовый экстрим» - массовые зимние игры для микрорайонов. Состязания на морозе никого не оставили равнодушными: дети принимали участие в веселых конкурсах, а взрослые зажигательно за них «болели». Теперь из городского бюджета все меньше тратится денег на ремонт детских площадок и подъездов.

Гражданский клуб стал для Нефтеюганска настоящей панацеей от подростковых ошибок и пороков: благодаря акциям общественной организации в городе снизилось число малолетних преступников. Например, в 7-й школе, присоединившейся к клубу, был реализован проект «Школьная служба безопасности». И если пять лет назад на учете в милиции стояли 17 учащихся этого учебного заведения, то сегодня таких нет.

Число последователей «Нефтеюганска-2010» растет с каждым днем. Членами общественной организации становятся не только школьники, но и студенты округа. Так что в скором времени гражданский клуб «Нефтеюганск-2010» обещает перерасти в «Югру-2020».