Воспитатель

«Никитка получил уже третью «пару» за то, что не сдал вовремя сочинение. А ведь в самом конце четверти принесет все три работы, написанные на «отлично» или «хорошо», но в итоге придется поставить «удовлетворительно». Несправедливо! - Мысли у Екатерины Владимировны очень часто не дают спать совести. - Как можно требовать от ребенка того, чего не делаешь сама? Наверное, есть уникальные учителя - они не растягивают время, как я. У таких даже Никитка приносит работы вовремя». Когда наступает самая последняя ночь и кажется, что уже ничего не придумать лучше, а надо нести то, что получилось, именно в этот момент, ближе к 6 утра, приходит идея, та самая, ради которой Уба вообще что-то делает в этой жизни.

Катерина всегда была в гуще событий. Комсомольский вожак, учитель-организатор. Даже тогда, когда этих событий вроде бы и нет, Уба с удовольствием придумывает их. Десять лет назад она поступала в аспирантуру, нужно было перевести с английского языка несколько профессиональных книг. В течение дня она выписывала все незнакомые слова на листы бумаги, а вечером приходили друзья с англо-русскими словарями и помогали с переводом. Ночью по шпаргалкам Екатерина Владимировна складывала из слов тексты.

Несмотря на кандидатскую степень она не научный работник, а школьный учитель, которому очень нравится административная работа, тем более в том коллективе, где она росла: «Иногда идешь по школе, ни о чем не думаешь, как вдруг вспоминаешь, а ведь за этой партой я сидела в детстве. Вот оно - ощущение стабильности».

Молодость обычно не дает права на ошибку. Когда Уба на последних курсах института пришла преподавать, многие ее учителя так и продолжали называть ее Катей. Было немного обидно, казалось - недооценивают. Это потом пришло понимание, что она для них особенная, выросшая на глазах у своих учителей, таких как Алла Михайловна Игошева или Лидия Петровна Сысоева. И успех Екатерины Владимировны на конкурсе «Учитель года России» - это прежде всего их успех.

Режиссер

Для того чтобы занять первое место в престижном областном конкурсе театральных детских коллективов «Аленький цветочек», не нужно никакого специального музыкального образования или режиссерского факультета ГИТИСа, достаточно окончить историко-филологический факультет Ульяновского государственного педагогического института имени И.Н.Ульянова, быть очень упрямой, в меру амбициозной и суметь заразить мечтой о победе всех окружающих.

Тогда, в 2003 году, Екатерина Владимировна с шестиклашками репетировали каждый день, просиживали в школе до десяти вечера. Сегодня в десятом экономическом классе Кирилл учит математику и упрямо твердит про себя: «Все равно поступлю в театральный». Вполне возможно, через много лет преуспевающий актер вспомнит свою первую учительницу литературы Екатерину Уба, подарившую ему возможность выйти на сцену и понять - «это мое». Но только тот из них, кто решит стать учителем, поймет, что на самом деле сделала для них Екатерина Владимировна. Она научила их слушать друг друга и решать проблемы всем миром, подтолкнула их к тому, что они сами стали сочинять и творить на сцене. И уж совсем никто из них не узнает про итоги анкетирования на уровень воспитанности, которое проходило внутри школы, и о тех фантастических результатах, которые обсуждали всем педагогическим коллективом. Оказалось, что те ребята, которые занимались в театральной студии (скакали на стульях, играли на гитаре), - основа будущей ульяновской интеллигенции.

Есть у Уба-режиссера беспрекословное правило - на уроке невозможно быть информационным транслятором, потому что тогда все бесполезно. Для того чтобы был контакт, надо выкладываться, и не только 45 минут. Ее десятиклассникам на репетиции уже не особенно нужна Екатерина Владимировна, они короли на школьном сценическом Олимпе, которые уже взяли все мыслимые награды и сегодня ставят «Обыкновенное чудо»... В этот раз они делают это для себя и для своего режиссера.

Словесник

Мысль способна преобразовать жизнь, а тайна слова - в общении - так Екатерина Уба воспринимает свой предмет. В большей степени учитель литературы, нежели русист, она понимает, что еще многое могла бы сделать в языке: «Мне важно знать, что я отработала по максимуму. Сегодня на уроках русского языка я могу делать больше, чем просто выучить с ребятами правила либо исследовать структуру текста. Но до пенсии время еще есть».

Однажды, когда Катя станет министром образования, она всерьез займется реформированием содержания. Вполне возможно, в сетке расписания вместо привычных глазу названий: «лит-ра» и «рус.яз.» появятся «грамматика» и «словесность». Первые уроки направлены на жесткую отработку правил, на вторых ребята будут работать со словом в литературных произведениях. Но пока Уба - учитель, она наслаждается стилем и манерой письма и дарит это ощущение своим ученикам. «Когда мы читаем некоторые страницы классики, становится скучно. Потом мы спрашиваем, почему дети не читают? В этом информационном мире происходит очень много событий, и мозг настроен на их восприятие. Классика тоже событийна, но суть не в этом, а в том, что происходит вокруг. Если ты даешь ключ к прочтению и показываешь, какими нитями связаны события между собой, то чтение становится более осознанным». Екатерина Владимировна настоящий гурман литературы, который пытается передать ощущение послевкусия. И наградой ей служит «спасибо» в конце урока от Сережки, который заявлял до этого, что ненавидит чтение.

Мама

Для Пети и Елизаветы она просто мама. Та самая, от которой не хочется уходить к друзьям, потому что не обсудил важный вопрос, та, которую редко видишь дома, но, встретив в школьном коридоре, понимаешь - все в мире спокойно. Старшему Петру уже одиннадцать, они с Лизой погодки. В то время когда Екатерина Владимировна ставит спектакли, защищает диссертацию или побеждает в конкурсе «Учитель года», муж Александр и мама Людмила Петровна воспитывают детей и терпеливо ждут Катю домой. А она мечтает о том, что однажды возьмет детей с собой и покажет им весь Мир. Для этого вовсе не нужно много денег, достаточно просто открыть литературу и прочитать классическое произведение так, как может сделать только она.

«Главное в уроке - чтобы вел текст и не было произвола. Ни один даже самый талантливый учитель не может сравниться по силе своего воздействия с литературой как с искусством». - Уба знает - ей не нужно говорить прописные истины и спрашивать: «Как бы ты поступил в этой ситуации?» Текст состоит из миллионов тончайших нитей-связей, важно, чтобы окружающие почувствовали их, поняли и получили удовольствие от прочтения. Не надо говорить о том, как плохо лениться, достаточно посмотреть, какими средствами Гончаров создал Обломова, и все станет на свои места. Литература - это модель Мира.

Фото автора

Ульяновск

- Чье имя в заветной коробке, которую вскроют 22 ноября в Кремле, чтобы огласить абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006»?

- Мне кажется, что это будет Андрей УСПЕНСКИЙ, филолог из Вологодской области. Он очень необычный, такой, каким должны быть мужчины вообще - благородный, умный, интересный, с поразительной внутренней уверенностью в необходимости того, что он делает. Есть некое обаяние присутствия рядом с ним. Хотя каждый из «пятерки» достоин этого. У меня сердце рвется, когда я начинаю думать о 22 ноября, я была бы рада любому раскладу, потому что каждый из нас достоин.

Екатерина УБА