На инновационную деятельность выделяется двести дополнительных ставок

В основе программы развития лицея №137 - идея жизненного самоопределения школьника, прежде всего профессионального самоопределения. Концепция базируется на идеях компетентностного, средового, проектного подходов, что позволило разработчикам программы построить модель профессионального самоопределения учащихся на различных этапах образовательного процесса: начальная и основная ступень, средняя профильная школа, а затем апробировать ее в рамках деятельности городской экспериментальной площадки на базе лицея.

В 166-м многопрофильном лицее профессионального самоопределения сделали акцент на идеях и принципах адаптивной школы и даже изменили структуру образовательного процесса. В лицее она имеет два уровня. Первый - профильное обучение, включающее базисный и профильный компоненты, элективные курсы академического, развивающего, прикладного характера, а также программу «Адаптация выпускников к условиям профессионального учебного заведения». Второй - предпрофилизация, включающая базисный компонент, технологии профессионального самоопределения и предметно-ориентированные межпредметные элективные курсы в 8-9-х классах, а также подготовительную программу «Будущий лицеист».

Интересна и программа развития 117-й школы «Система довузовской подготовки в модели взаимодействия «школа - вуз», которая базируется на подходах педагогического проектирования и теории развивающего обучения. Кстати, на базе школы действует областная экспериментальная площадка, где отрабатывается эта программа развития.

- В Омске есть проблема нехватки педагогов?

- Вакансии в омских школах составляют меньше одного процента. Уменьшается количество учеников, снижается и потребность в кадрах. Однако это не означает, что в образовательных учреждениях не ждут молодых учителей: часть педагогов покидает школу в связи с уходом на заслуженный отдых, часть педагогических работников, к сожалению, ежегодно уходит трудиться в другие отрасли на более высокую зарплату. Так что пополнение молодыми кадрами школам необходимо по многим причинам, в том числе и потому, что подросткам необходимо общение с учителями, которые старше них не на два-три, а на одно поколение. Учитывая все это, мы стараемся создать условия для закрепления в образовательных учреждениях города молодых педагогов.

- И как привлекаете молодых?

- Прежде всего решаем социальные вопросы как самих начинающих учителей, так и их детей, для которых выделяются места в дошкольных учреждениях. Детям педагогов предоставляются путевки на отдых в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием при школах города. В 2005 году по решению мэра города Омска Виктора Филипповича Шрейдера с тремя семьями выпускников педуниверситета были заключены договора на строительство индивидуального жилья. А в этом году с выпускниками ОмГПУ и ОМГУ, пришедшими на работу в образовательные учреждения с дипломами о высшем или среднем профобразовании, заключено уже около ста договоров. Молодым семьям при этом оказывается существенная финансовая поддержка: свои квартиры они получают за 30 процентов их стоимости, а оставшиеся 70 процентов оплачивает администрация города. Конечно, для получивших такие квартиры есть одно условие: необходимо отработать в муниципальной системе образования не менее десяти лет.

Кроме того, с сентября этого года молодым педагогам, которые начали работать в школе по своей специальности, оказывается единовременная финансовая помощь в 20 тысяч рублей, и три года каждый месяц они получают прибавку к зарплате в размере 300 рублей. По сравнению с прошлым годом эта сумма увеличилась вдвое.

- Надежда Александровна, а как вы оцениваете подготовку молодых педагогов?

- Должна сказать, что на сегодняшний день молодые педагоги, вышедшие из стен омских вузов и ссузов, имеют неплохую подготовку, но опыта и квалификации им, конечно, не хватает. Однако в нашей системе образования без внимания они не остаются. Уже три года работает городское методическое сообщество для молодых учителей, где они могут получить квалифицированные ответы на все возникающие вопросы, там дают навыки проектирования уроков по различным педтехнологиям, знакомят с основными нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс. Помогает профессиональному становлению и ежегодный конкурс «Открытие» для педагогов со стажем до трех лет.

- Часто бывает, что директор не имеет возможности принять молодых на работу, ставки заняты старшими коллегами. Та же ситуация случается и с директорским корпусом...

- В Омске еще в 2002 году более 95 процентов руководителей образовательных учреждений заключили срочные трудовые договора с работодателями. По мере истечения сроков договоров в каждом конкретном случае решается вопрос об их продлении или окончании. За последние полтора года к управлению образовательными учреждениями пришли более 100 новых педагогов, средний возраст которых 36 лет.

Что касается сменяемости учителей, то здесь ситуация иная: подавляющее большинство учителей состоят с работодателем в бессрочных трудовых отношениях, поэтому прервать их по любой причине, кроме решения работника, невозможно. Тем не менее имеющийся список вакансий совсем не препятствует трудоустройству молодых. Да и отрицать значимость работы в школах учителей старшего возраста просто неразумно, их высокое мастерство и опыт - пример для молодых. Кстати говоря, учителей старше 60 лет в омских школах сегодня не более 5 процентов. Если же пенсионерами называть имеющих льготную пенсию (а право на нее получают люди с педстажем 25 лет), то возраст этих наших коллег начинается с 45 лет, и назвать их стариками просто невозможно.

- Сегодняшние школьники часто лучше знают и используют компьютер, чем их педагоги. Охотно ли соглашаются на повышение квалификации омские учителя?

- Три года назад для внедрения информационных технологий в 40 школах города мы ввели ставки сетевых координаторов. Кстати, институт координаторства позволил использовать компьютерные классы школ 10-12 часов в сутки. В итоге 670 педагогов в прошлом учебном году участвовали в так называемых сетевых проектах по различной тематике. Есть в городе специальный центр открытого доступа к сети «Интернет». Педагоги могут получать там консультации и проводить занятия.

Два года работает городское методическое сообщество «Создание образовательной системы, обеспечивающей информационную компетентность омского школьника». Там готовят учителей начальных классов в области информационных технологий.

А еще на базе 33 школ работает программа компании «Интел» «Обучение для будущего», обучающая педагогов внедрению ИКТ в учебный процесс. За три года применение новых технологий освоили около 3500 педагогов. Важно, что все это они действительно реализуют потом на своих уроках.

- Надежда Александровна, какие проблемы образования города беспокоят вас больше всего?

- К сожалению, еще не на достаточном уровне находится материально-техническое обеспечение образовательного процесса, не полностью решены вопросы обеспечения безопасности: необходимо устанавливать системы пожарной сигнализации. К моему глубокому сожалению, мы пока не можем обеспечить всех желающих местами в детских садах. Все эти проблемы - предмет нашего самого пристального внимания.

- А о чем можете сказать: это мы в городе сделали и результатом довольны?

- Хороший результат дала реализация нацпроекта «Образование». Выплата вознаграждений за классное руководство, Премий Президента лучшим школам и педагогам - безусловно, это важные события в жизни системы образования. Приносят результат общегородские целевые программы - «Педагогические кадры», «Безопасность», «Педагогическая поддержка детей», «Инновации». Инновационные проекты на сегодняшний день реализуются на базе 121 образовательного учреждения - это 13 экспериментальных площадок, 28 городских методических сообществ, 42 образовательных проекта (гранта), в том числе и международных. На инновационную деятельность выделяется 200 дополнительных ставок.

С нового учебного года шесть образовательных учреждений города получили гранты для разработки идей предшкольного образования, а более 80 процентов - имеют программы развития.

При поддержке мэра города Омска Виктора Филипповича Шрейдера активно решается вопрос обеспечения жильем омских педагогов, в том числе и молодых. Только в этом году учителя получили 85 квартир, и не менее двухсот новоселий планируется в 2007 году. Так что хороших дел много, но еще больше впереди работы по выполнению не решенных пока задач.

Омск