В данном проекте предпринята очередная попытка сокращения минимально возможного количества часов, отведенного на преподавание биологии и географии. Это противоречит «объемным показателям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования», рекомендованного решением Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 2002 года.

Наше школьное биологическое образование всегда высоко ценилось за глубину и систематичность. В настоящее время во всем мире биологическому и экологическому образованию уделяется все большее внимание. Нам же предлагается разрушить сложившуюся в отечественной школе апробированную и оправдавшую себя систему.

После утверждения Базисного учебного плана 1998 года количество часов на изучение разделов ботаники и зоологии уже было сокращено. В связи с этим проводилась работа по разгрузке содержания этих разделов, но эта разгрузка никак не предполагала дальнейшего сокращения часов. Если на изучение разделов ботаники и зоологии будет выделен только один час в неделю, то ни о какой разгрузке не может быть и речи. Более того, школьная биология будет сведена только к поверхностному и неосмысленному ознакомлению учеников с программным материалом, так как ни на проведение лабораторных занятий, ни на экскурсии в природу, связанные с изучением живых объектов, развитием у школьников исследовательских умений, времени просто не будет. Такое преподавание предмета не вызовет интереса, не принесет радости познания нового детям и удовлетворения учителям. Следует также отметить, что разделы ботаники и зоологии закладывают не только знания, имеющие важное практическое значение для каждого человека. На их основе формируются ведущие общебиологические понятия.

Трудно понять, что имеют в виду авторы проекта, заявляя о том, что «значительно расширен содержательный модуль «Человек». Раздел «Человек и его здоровье» достаточно хорошо отработан и рассчитан на 70 часов. Его расширение приведет к очередной перегрузке.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года делается акцент на усиление гуманизации образования. Считаем, что формирование экологической нравственности и экологической культуры - это высшие ступени гуманизации, так как они связаны с пониманием роли и места человека на нашей планете и его ответственностью за существование будущих поколений. Считаем также, что разработчики проекта должны осознать: естественно-научные знания, и в первую очередь биологические, являются необходимым условием формирования экологической культуры. В настоящее время немыслимо представить себе современного культурного человека, не ориентирующегося в основных законах природы. Какой смысл в любом образовании, если игнорирование законов природы приведет человечество к гибели?

В.Б.ЗАХАРОВ, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры биологии РГМУ;

А.А.КАМЕНСКИЙ, д.б.н., профессор, зам.зав.кафедрой физиологии человека и животных биофака МГУ;

В.М.КОНСТАНТИНОВ, д.б.н., профессор кафедры зоологии и экологии МПГУ;

С.Г.МАМОНТОВ, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры

биологии МБФ РГМУ;

В.В.ПАСЕЧНИК, д.п.н., профессор, зав.кафедрой методики естествознания, географии и экологии МГОУ;

Д.И.ТРАЙТАК, член-корреспондент РАО, профессор кафедры методики естествознания, географии и экологии МГОУ;

Н.М.ЧЕРНОВА, д.б.н., профессор кафедры зоологии и экологии МПГУ