График учебы в ВШОПФ очень напряженный, что даже побывать на традиционном Дне лицея, во время которого и был сделан этот снимок, ребятам не довелось.

Однако все награжденные с большим теплом отзываются о родном лицее и его преподавателях. Неоднократный победитель и призер областных и всероссийских олимпиад школьников по физике, астрономии и математике, уже будучи студентом, Александр Муравьев стал обладателем премии в 60 тысяч рублей за успехи по физике. Почему выбрал Ф-класс (так в 40-м лицее называют физические классы)? «Наши занятия проходят в основном в академической среде НОЦ. Это, кстати, после алферовского в Санкт-Петербурге второй подобный центр в России. Общаясь с преподавателями и аспирантами, чувствуешь: ты - свой среди своих. Занимаются здесь, по сути, с каждым в отдельности: решает ли группа нестандартные задачи по математике; учится ли программировать; работает на коллоквиуме или защищает на конкурсе исследовательские работы. Нельзя знать тысячу человек так же хорошо, как можно знать пятьдесят».

У его однокурсника и бывшего одноклассника Дмитрия Бударагина за плечами победы и призовые места на областных и всероссийских школьных олимпиадах по математике, физике и астрономии. Он и сейчас еще не решил, чему отдать предпочтение. В начальной школе занимался больше математикой и информатикой. С началом подготовки к олимпиадам увлекся астрономией. А когда начали изучать физику, появился новый интерес. В этом случае, как минимум, было интересно понять устройство мира. «И все перечисленные - точные науки, и среди них пока сложно определиться и выбрать что-то одно». И все же Дима свое будущее видит в науке, но не сухим теоретиком, а экспериментатором: «После окончания лицея я выбрал ВШОПФ, как и большинство моих одноклассников. На этом выборе никто не настаивал, но мне он показался естественным. Ведь наш класс немного напоминает необитаемый остров, только со всеми удобствами и очень дружелюбными учителями. Это относится и к летней физматшколе, которая проходит в Варнавинском районе на берегу Ветлуги. Иногда мне кажется, что физика только повод собрать нас вместе, а главное - воспитать из нас людей, способных правильно думать и правильно поступать в жизни».

И деньги в России, как считает Дмитрий, можно заработать и умом, но для этого надо очень-очень постараться. Сегодня родные за него радуются, ровесники по-хорошему завидуют, а он еще не решил, как распорядиться полученными тридцатью тысячами: «Пусть полежат пока, иметь в запасе такую сумму всегда хорошо».

В одном списке с Бударагиным как призеры всероссийских олимпиад еще трое лицеистов. Борис Соломин - призер областной олимпиады по физике, занял второе место на Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии, сейчас тоже учится на первом курсе ВШОПФ. На свою премию он уже купил новенький компьютер взамен старого. По словам Бориса, если бы не эта помощь со стороны государства, свою мечту о новой технике он еще не скоро смог бы воплотить в жизнь.

В своей параллели десятиклассник Иван Ларюшин занял первое место в области и стал третьим на Всероссийской олимпиаде по астрономии. Кроме этого Ваня отличился по физике и математике - соответственно дипломы второй и третьей степени в областных олимпиадах. Однако Иван увлекается не столько астрономией, сколько физикой космоса. Да и с профессией еще не определился, но скорее всего будет, как он выразился, тривиальным программистом.

Такие колебания вполне закономерны среди лицеистов. Ведь 40-я школа с самого основания была «царством точных наук», и среди ее выпускников бесконечное множество физиков, математиков, инженеров и других «технарей». Одноклассник Ларюшина Марат Байдасов до восьмого класса был математиком. Но после того как в девятом классе на областной олимпиаде по физике «взял» диплом первой степени, у Марата был выбор - ехать на зональные соревнования либо по математике, либо по физике. Он выбрал последнее. И готовился не как все, целый год, а лишь несколько месяцев. И сразу успех - третье место на Всероссийской олимпиаде по физике. Он уже не распыляется между математикой и физикой, как многие участники олимпиад, и теперь готовится к следующей ступени - есть реальный шанс получить диплом первой-второй степени по физике, тем самым пройти на летние сборы, а там и до попадания в сборную России недалеко.

Самое удивительное, что шестой обладатель Премии Президента РФ в рамках реализации нацпроекта держался более чем скромно, абсолютно не выделяясь среди лицеистов. Между тем именно он, одиннадцатиклассник лицея №40 Илья Разенштейн, в прошлом учебном году не просто пополнил копилку нижегородского образования «первым» дипломом всероссийского уровня, но и завоевал в августе золотую медаль Международной олимпиады школьников по информатике, которая проходила в Мексике. Конечно, обрадовался, когда узнал о премии в 60 тысяч рублей, но ведь получение денег было не главной целью, хотя бы потому, что об этом еще ничего не было известно. И все же приятно, когда государство заботится о своих школьниках, которые показывают такие хорошие результаты. Милый улыбчивый мальчишка, и не подумаешь, что через несколько месяцев его ожидает уже взрослая самостоятельная жизнь студента. Однако до студенчества надо принять участие в предметных олимпиадах, начиная с самого первого уровня. И победить в них, чтобы дойти до исполнения идеального варианта - зачисление на мехмат МГУ в статусе победителя всероссийской, а то и международной олимпиады. Но даже если и не получится - в жизни надо ко всему готовиться. Разенштейн сдаваться не собирается. ВШОПФ всегда примет такого талантливого молодого человека. А самого Илью здесь привлекает практически индивидуальный подход: если заняться подсчетами, то на 25 человек в группе приходится несколько десятков преподавателей. Такого почти ни в одном вузе России нет! Тем более что в будущем он предпочитает заняться прикладной наукой в области физики-информатики, и, возможно, мы еще не раз услышим эту фамилию, прославившую нашу страну. А пока Илья занимается спортом - в джиу-джитсу у него синий пояс, плавает в бассейне для собственного удовольствия. По его словам, спорт - не просто приятное, но и полезное расслабление перед олимпиадой, например, когда за неделю до ее начала задачи решать просто категорически противопоказано. Окончив два года назад музыкальную школу, нет-нет да и берет Илья в руки гитару. А еще читает классику. Особенно порадовал вкус школьника: нравится ему поэзия Серебряного века, а из прозы - «Красное и черное» Стендаля да русская литература.

Мы вибираем, нас выбирают

В списках поощренных 60-тысячной премией значатся 13 нижегородцев. Среди них и победитель первенства России по авиамоделизму среди учащихся 14-17 лет Степан Дерюгин, которому 18 октября стукнуло 15, и победитель Всероссийского конкурса юных железнодорожников нашей страны, и лучший в нашей стране художник росписи по дереву среди учащихся начального профессионального образования Татьяна Рыжова из семеновского профлицея №30, и Катя Царапина, которая победой в номинации «Театр моды» прославила на всю Россию свою школу №3 Дзержинска, и уже упомянутый выше Илья Разенштейн. Остальные юные нижегородцы сильны своими знаниями, которые помогли им стать победителями на всероссийских олимпиадах школьников по обществознанию и русскому языку, информатике и вычислительным технологиям, экологии и географии, математике и физике. Эти ребята отбирались федеральным центром из числа победителей всероссийских и международных олимпиад и мероприятий среди школьников, учащихся профобразования и студентов.

Премии в 30 тысяч рублей удостоены 26 призеров предметных олимпиад, спортивных соревнований, краеведческих и творческих конкурсов, проводимых на национальном уровне. Четыре спортсмена из Нижнего Новгорода и Арзамаса проявили себя в легкой и тяжелой атлетике, греко-римской борьбе. Саровчанка Ирина Ануфриева показала свое мастерство среди «модниц», а ее земляк Александр Мигунов отличился в «Созвездии». Еще пять юных жителей этого наукограда стали призерами всероссийских школьных олимпиад по физике, математике и экономике. 14 школьников области получили 30 тысяч рублей за успешные результаты в федеральных олимпиадах по экологии и физике, русскому языку и астрономии, праву и технологии, химии и иностранным языкам.

В третий список вошли 30 номинированных по итогам региональных мероприятий от Нижегородской области. Отбор проводился по всем пяти номинациям, которые в нашем регионе представлены конкурсами «Овеянные славою флаг наш и герб», «Лидер XXI века», «Вожатый года», «Звуки надежды», «Юный композитор», «Татьянин день», фестивалем ремесел, спортивно-техническим марафоном, областной спартакиадой учащихся УНСПО и другими.

Все 30 стали обладателями Премии Президента РФ в 30 тысяч рублей. Из них семь студентов нижегородских вузов получили государственную поддержку как лауреаты нижегородского областного фестиваля творчества «Студенческая весна-2006».

Нам нужны такие педагоги в школе

Первые слова, которые я услышала о нем в вузе: «По-моему, он может всё!» Речь шла о студенте второго курса естественно-географического факультета Нижегородского педагогического университета Кирилле Ноженко.

Родился наш талант в Кемеровской области. Когда ему было 8 лет, родители переехали в Нижний Новгород. Здесь учился в школе, занимался в студии эстрадного пения «Маэстро» - пел в дуэте и в ансамбле. Впрочем, продолжает петь и сейчас. В НГПУ впервые начал сольную карьеру - на нижегородской «Студенческой весне» исполнил песню «Небо» и стал лауреатом. В марте 2006 года в Волгограде представлял нижегородское студенчество на всероссийской «Весне...». У Кирилла неплохие актерские данные, в вузе говорят, что надо было ему идти в театральное. Конечно, учеба страдает, оттого что часто выступает, оттого что слишком эмоциональный. «Искусство требует жертв», - смеется он. И все же серьезную профессию, которую он получает в педвузе, не променяет на музыку. «Все равно музыка - это временно, хотя, конечно, хотелось бы подняться до вершин в шоу-бизнесе, но я понимаю, что это практически недостижимо», - говорит Кирилл. По окончании НГПУ он будет учителем географии с дополнительной специальностью «туризм, экскурсионное дело, экологический туризм». И путь к учебе был трудным. Сначала колебался: ОБЖ или география. Потом три десятых балла не хватило до проходного, и пришлось пойти учиться в коммерческую группу. На следующий год в общем потоке поступал снова, и здесь прошел по конкурсу на бюджетное место. А так как первый курс уже был сдан полностью, его зачислили на второй.

Когда узнал, что получил государственную поддержку, был безумно рад. И мама гордится сыном. «Мы с четырех лет поем и раньше на конкурсах занимали первые места, - говорит Ирина Викторовна. - Но думали, что музыкальная школа окончена и все уже позади, а тут такая награда!»

Нижегородская область