Школа №49, где трудится Светлана Юрьевна, вполне обычная районная самарская школа. Но по результатам ЕГЭ она обгоняет некоторые «элитные» школы района.

- Каким должен быть современный эффективный урок? - размышляет Светлана Юрьевна. - Главное, чтобы на каждом уроке ученик сам добывал знания. Не надо информацию преподносить в готовом виде. Учитель должен уметь найти такие приемы, которые помогли бы заинтересовать школьников, заставить их мыслить, рассуждать, делать выводы. Игра, эвристическая беседа, создание интересных проектов...

У Светланы Юрьевны в кабинете собрана богатейшая видеотека: есть и экранизации классических произведений, есть записи известных спектаклей, научно-популярных фильмов на темы литературы, «Библиотека Кирилла и Мефодия». Здесь мир науки и искусства открыт каждому.

- Дети есть дети, - говорит Светлана Юрьевна. - Они радуются, когда включается мультимедиапроектор, загорается экран и... герои литературных произведений оживают. Когда мы изучаем драматургические произведения, например, гоголевского «Ревизора» или чеховский «Вишневый сад», то обязательно смотрим отрывки из разных постановок, сравниваем режиссерские работы. Когда знакомимся с русскими былинами, баснями, слушаем их в исполнении известных исполнителей... Да разве все перечислишь!

Современная школа уже не может обойтись без использования информационных технологий. Чего только не творят нынешние учителя! Прямо на уроке ученики выходят в интернет, ищут информацию в электронных энциклопедиях, создают компьютерные презентации, домашние задания выполняют тоже с помощью компьютера.

- Но все-таки не скоро отойдут в прошлое мел, доска, тетрадки и указка. Технические средства - лишь хорошее подспорье учителю, - размышляет Светлана Юрьевна.

Компьютер и прочие технические «чудеса» - мультимедийный проектор, принтер, сканер, ксерокс - Светлана Юрьевна стала использовать года четыре назад (компьютер купила на гонорар от издания первой книги, гордо сообщает учительница). Они стали незаменимыми помощниками в работе.

- Вместе с детьми мы прямо на занятии делаем мультимедийные презентации по теме урока, создаем таблицы, придумываем к ним примеры, составляем алгоритмы и проверяем их в действии, - делится секретами своей методической кухни Светлана Юрьевна. - Такая работа интересна, она облегчает труд учителя, помогает ученикам быстро запоминать материал.

Успешно работает у нее на уроках русского языка методика использования метафоры, мнемотехники и алгоритмизации. Этот эффективный прием формирует устойчивые навыки грамотного письма у школьников, обеспечивает повышение качества их знаний. Такой метод на физиологическом уровне помогает связывать деятельность левого полушария с творческим правым полушарием, увеличить запоминание на 40 процентов и поэтому очень желателен на уроках, считают психологи.

- Согласно этой методике, - рассказывает Светлана Иванова, - обучение правописанию на уроках русского языка ведется на основе классификационной системы, которая представляет изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или единому основанию. Осмысление правила происходит благодаря искусственным способам запоминания, с помощью зрительных образов (мнемонического рисунка), рифмовок (мнемотехническая поддержка), алгоритмов.

Многие орфографические правила удачно зарифмованы находчивой Светланой Юрьевной. Вот в книжке на одной из страниц расположился на отдых веселый ослик. Именно он объяснит, как писать слова с чередованием Е/И. Это корни - «работяги» или «ослиные» корни:

«И-А! Эти корни - работяги.

Как и я, они трудяги.

В «ослиных» корнях после - И - всегда -А -!

Осел кричит: «И - А! И - А!»

Такие правила надолго остаются в памяти малолетних нелюбителей (и тем более любителей) русского языка. Согласитесь, что легче запомнить веселый стишок о половине Юли, чем зубрить слова учебника:

«ПОЛ- от слова «ПОЛовина»,

ПОЛ- «неполный», иль «не весь».

Посмотрите на «пол-Юли»,

Правило найдете здесь!

Корень ПОЛ- через ДЕФИС

Напишу я ясно

Перед буквою ЗАГЛАВНОЙ,

Перед «Л» и ГЛАСНОЙ!

В остальном же ПОЛ- и ПОЛУ-

СЛИТНО напишу со словом!»

Система занятий, основанная на использовании этой методики, описана в пособиях Светланы Ивановой «На все сто!» (2004 год) и «Экзаменационные «ловушки» (2005 год), ставших «школьными бестселлерами» и переиздававшихся уже несколько раз известными московскими и самарскими издательствами. А всего вышло в печати уже шесть книг с именем Светланы Ивановой на переплете - три методические книги для учителя и три учебных пособия с тренировочными материалами для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Предложенная методика оказалась очень эффективной при подготовке к единому государственному экзамену. Сейчас старшеклассники и учителя города Самары, а также Самарской, Ульяновской, Оренбургской и многих других областей готовятся к ЕГЭ по русскому языку по книгам самарского педагога.

- Мне очень нравится работать учителем, - улыбается Светлана Юрьевна. - Мне это интересно. Мне нравится писать книжки, подбирать материал для тестов, делать презентации, придумывать рифмовки, алгоритмы. Хочется так преподнести материал, чтобы у ученика появилось желание мыслить, рассуждать, открывать новое. Хочется, чтобы даже самый скучный материал показался интересным, занимательным. Я просто люблю выполнять свою работу хорошо.

Охотно верится, что этому человеку работа приносит радость. Иначе она не делала бы того, что делает сейчас - преподает русский язык, литературу и МХК, элективный курс в профильной школе - «Культура речи - шаг к профессионализму», предмет «Основы проектирования». В этом учебном году с десятым классом начала делать интересный всем - и учителю, и старшеклассникам - проект по культуре речи.

- Будем говорить о чистоте речи в печатных изданиях, на телевидении и радио. Надо, чтобы ребята научились видеть, слышать, классифицировать ошибки. Чтобы в конце концов научились сами говорить и писать правильно, красиво, - объясняет Светлана Юрьевна.

Еще Светлана Юрьевна преподает в Самарской академии путей сообщения курс «Деловое письмо». И учится в аспирантуре, пишет кандидатскую диссертацию опять же по культуре речи (смеется, что тему не скажет до защиты - дурная примета). Ее исследование связано с совершенствованием речевой культуры школьников, апробацией элективного курса «Культура речи - шаг к профессионализму» в социально-гуманитарном классе профильной школы. Светлана Юрьевна изучает проблему совершенствования речевой культуры учеников профильной школы на базе отрицательного речевого материала современных российских СМИ и в течение 2005 - 2007 годов проводит педагогический эксперимент в родной школе.

И как ей только времени на все хватает? Выясняется, что, к сожалению, дефицит времени все же заставил ее отказаться от руководства любимым школьным театром, который она же сама и организовала двадцать лет назад. Школа - это ведь не только уроки. Диалог с учениками надо налаживать, используя самые разные средства. Как интересно ходить в школу, где есть театр, знают все! А театр 49-й школы известен далеко за ее пределами. Не однажды театральный коллектив, возглавляемый Светланой Юрьевной, становился победителем городских и областных творческих конкурсов и театральных фестивалей. Спектакли давали не только в стенах школы, но и в районном Доме культуры «Самарец», куда приходили юные зрители из окрестных школ. Постановочный материал выбирали такой, чтобы было где размахнуться: мюзикл «Про Федота-стрельца...» по известной сказке Филатова, грандиозные спектакли по рассказу Булгакова «Морфий», пьесам Полонского «Медовый месяц Золушки» и Павловского «Невольник чести»... Всего же - больше двадцати постановок! И абсолютный хит, который в родном учебном заведении и других школах района шел два года (все просили показать!), - мюзикл по мотивам комедии Мольера «Тартюф». Сейчас одним из руководителей школьного театра является Валерий Худящев, один из учеников Светланы Юрьевны, студент режиссерского отделения Самарской академии искусств и культуры.

- К сожалению, на любимый театр времени не хватает катастрофически, - вздыхает Светлана Юрьевна. - В этом году я должна защитить диссертацию. И издатель просит новую книжку...

Очень много времени ушло на подготовку документов на соискание президентской премии лучшим учителям. Кстати, о том, что заняла третье место в рейтинге лучших учителей Самарской области, Светлана Юрьевна узнала от меня и очень удивилась.

- Президентский грант, кажется мне, как, наверное, и любому учителю, заоблачной суммой, - рассказывает Светлана Юрьевна. - Но на что его потратить, было понятно сразу: деньги надо отложить на учебу сына (скоро он окончит школу, надо будет поступать в вуз). Учится неплохо, но мало ли что...

Сын Женя учится в классе, где Светлана Юрьевна - классный руководитель. Разделяет все мамины увлечения: окончил школу искусств по классу «Театр» (занимает первые места в городских литературных и театральных конкурсах, в общем, актер по жизни, считает Светлана Юрьевна), восемь лет занимается волейболом, сейчас увлечен проектом по культуре речи, скрупулезно проверяет газетные и рекламные тексты на наличие ошибок.

- Самый шумный в классе, - оценивает его мама. - Но человечек, по-моему, хороший.

- А в День учителя мне позвонил Сережа Палий, говорит: «Я приехал, новый роман привез», - рассказывает Светлана Юрьевна. - Это один из лучших моих учеников. Что он творил на сцене десять лет назад! А сегодня журналист, работает в Москве. И пишет книги. Три года назад подарил мне сборник рассказов молодых писателей со своей новеллой. Сейчас в Самару приехал на несколько дней и привез мне свой новый роман «Изнанка», вышедший в московском издательстве «Эксмо». Буду читать.

Она гордится тем, что ее ученики - хорошие люди. Не это ли самая главная награда для любого учителя?

Самара