- Я бы обратил внимание на положительные моменты существования филиалов. Они делают образование более доступным, особенно для абитуриентов из отдаленных сельских регионов России. Я согласен, в филиалах есть определенные проблемы, связанные с качеством образования. Возможно, контроль за качеством знаний там слабее, но если человек хочет учиться, то он начнет заниматься самостоятельно, благо информационная система сейчас развита довольно хорошо, есть учебники, интернет. Ведь задача вуза не просто вложить в голову студента как можно больше знаний, а научить его учиться.

Елена Геворкян, начальник Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России:

- На мой взгляд, создание филиалов весьма целесообразно. В нынешних условиях жить в другом городе, особенно если это такой мегаполис, как Москва, требующий значительных материальных затрат, достаточно сложно, кроме того, не всякий родитель решится отпустить от себя ребенка. Я считаю, гораздо лучше, если семнадцатилетние девушка или юноша находятся под присмотром семьи, в той среде, в которой они родились и выросли, с прежними друзьями. Другое дело - насколько образование в филиале качественное, несет ли головной вуз ответственность за него. Получение лицензии филиалом - только первый шаг, свидетельствующий о том, что в этом здании есть условия для ведения образовательной деятельности: не рухнет потолок, ничего не загорится, есть преподаватели и необходимая литература. Главная причина низкого качества в филиалах, на мой взгляд, в том, что у нас изменилось отношение к их открытию, к ответственности базового вуза за свой филиал. Ведь раньше открытие филиалов было очень серьезным и длительным процессом. Они являлись проводниками идеологии базового учебного заведения. Из филиалов хороших крупных вузов вырастали самостоятельные учебные заведения. Сейчас, к сожалению, не только министерство, но и ректоры ослабили контроль за деятельностью своих филиалов. Почему? Прежде всего из-за необходимости выжить, заработать деньги. Обратите внимание: больше всего филиалов у гуманитарных вузов, у технических или их нет, или очень мало. Не хочу сказать, что во всех филиалах поголовно процветает халтура. Есть вузы, очень внимательно относящиеся к своим филиалам. К примеру, у Виталия Ведякина, ректора Плехановской академии, мало филиалов, за каждый он болеет душой. Виталий Иванович всегда говорит: мы сами можем создать условия для снижения качества образования в филиалах, если не будем строго спрашивать с ректоров. Ведь филиал - это обособленное структурное подразделение вуза, директор филиала там работает по положению и доверенности ректора. Министерство уследить за всеми филиалами просто не в состоянии: в России около 3 тысяч образовательных точек - вузов с филиалами. Сейчас мы отдали часть полномочий по контролю за выполнением лицензионных нормативов в территории: они лучше знают, кто как работает. Кстати, ни одной проверки филиала мы не проводим без участия органов управления образованием, регионального совета ректоров. Обязательно прислушиваемся к их мнению. Конечно, не каждый ректор может справиться с большим количеством филиалов: надо приложить достаточно много усилий, чтобы везде был высокий уровень образования. Так, много претензий было к работе Современной гуманитарной академии, имеющей свыше 150 филиалов. Политика министерства сейчас состоит в том, чтобы сохранить хорошие филиалы и прекратить деятельность плохих. Если будут определенные условия, можно и новые открывать, но филиалов уже сейчас столько, что надо навести порядок в тех, что есть. Кстати, пока выдается одинаковый диплом и тем, кто закончил головной вуз, и тем, кто филиал. Но не так давно Министерство образования России приняло решение, по которому выпускникам филиала об этом будет сделана запись. Это не касается студентов, поступивших в филиалы раньше, чем было принято данное решение. Я считаю, что этим шагом Министерство в определенной степени ослабило ответственность ректора за качество подготовки специалистов в филиалах.