К счастью, давно уже стал не таким острым интерес к Америке, сегодня он вполне успешно заменяется интересом к сотрудничеству европейских стран. Английский язык мы учим по-прежнему, но в учебных планах появляются немецкий, французский, испанский и, конечно, итальянский язык. Певчий и ласковый итальянский язык как то сладкое лакомство, без которого жизнь становится скучной и пресной. Не случайно в России так любят итальянские песни, романсы, фильмы. В итальянском столько знакомых слов, которые, наверное, пришли в русский язык и делают общение русских и итальянцев проще, например интерес, публика, реалии, поэзия. Но главное - в двух языках одинаково произносятся слова «коллега», «энтузиазм», «культура». Особенно важны они для педагогов двух стран, которые с большим энтузиазмом развивают культурные связи с коллегами.

Диалог

Дженнаро ЭСПОЗИТО, итальянский координатор проекта «Москва - Таранто»:

- В нашу делегацию вошли директора школ, а также заместители директоров, которые не могли приехать в Москву на этот раз, и преподаватели. Прежде всего мы посетили школы Северного округа и пришли к выводу, что Москва и столичный Департамент образования оказывают большую поддержку учебным заведениям, результаты работы впечатляют. Самое главное, что мы посетили как школы, которые были отремонтированы, так и школы-новостройки, хочу отметить, что все это было сделано в кратчайшие сроки, потому что мы посещали эти учебные заведения и тогда, когда они были в другом виде. Для итальянцев даже сложно представить, как за такой короткий срок можно было выполнить такую большую работу. Нас очень поразило также оснащение этих школ: помимо того, что это замечательные, красивые здания, это еще и новейшее оснащение, современные технологии и все в распоряжении детей, все улучшает образовательный процесс. Постольку поскольку речь идет о специалистах, которые вошли в нашу делегацию, многие годы они проработали в школе и поэтому сразу понимают, какая большая роль принадлежит руководителям образования и сколь плодотворно идет процесс обучения в московских школах. Мы завидуем своим московским коллегам. Оснащение хорошо, но мы видим, что они многие годы выстраивают модель столичного образования, интеграционный процесс обучения, воспитывая человека, который должен обладать всеми знаниями. Помимо того, что московские дети обладают определенными знаниями по тому или иному предмету, их учат еще и толерантности, то есть формируют человека, который может общаться с представителями других культур, свободную личность. Мы также отметили, что в школах Северного округа уделяют большое значение изучению иностранных языков, в том числе итальянского языка. Изучение иностранных языков, по нашему мнению, позволяет стирать границы, поскольку люди начинают общаться, а когда люди общаются, они могут выявить какие-то общие проблемы и вместе их решить. Также хочу отметить, что московские дети уже который год ездят в лингвистический лагерь. Итальянские директора, педагоги отмечают их высокую заинтересованность в изучении итальянского языка и итальянской культуры, что отрадно, что свидетельствует о той большой работе, которая проделана нашими российскими коллегами. В свою очередь, в нескольких школах, которые работают в сети города Таранто, введен русский язык, дети изучают язык и культуру России.

Лариса ПОРТЯНСКАЯ, российский координатор проекта «Москва - Таранто»:

- Еще несколько лет назад все мы с трудом представляли и понимали, как реализовывать наш проект, каким образом будет выстраиваться наше сотрудничество с Италией. Ведь были не просто сомнения, нам было трудно поверить в то, что из обменов делегациями, поездок в гости, когда нас коллеги принимали с радостью, когда мы принимали с радостью своих итальянских коллег, вырастет проект, реализация которого нынче принимает совсем иной смысл. В основе всего этого лежат, конечно, человеческие отношения, та дружба, которая нас сегодня связывает. Очень важен общий интерес к тому, чтобы дружили наши дети. Не случайно конференция, которая прошла в Северном округе и в которой приняли участие наши гости, была посвящена изучению языков в диалоге культур. Ведь и мы, и наши итальянские коллеги-педагоги задумываемся над тем, как сделать, чтобы наши дети быстрее могли понять друг друга. У нас необычайно большой интерес к изучению итальянского языка, итальянской культуры, истории Италии. Наши дети хотят понять, где эти знания можно применить в жизни, мы понимаем, что и в Таранто итальянские дети приобщаются к русской культуре. В результате и выстраивается мост дружбы между нашими народами. Сегодня во многих школах Москвы дети изучают многие языки. Есть такое мудрое изречение, что человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает. Конечно, дети с интересом изучают традиционные английский, немецкий, французский языки, но в последнее время у них возник интерес и к восточным языкам - японскому, китайскому. Когда мы говорим о тех связях, которые мы формируем между различными странами, наиболее нам интересны европейские страны, потому что с народами этих стран нас связывают и большие традиции, и большие возможности сотрудничества, и большие перспективы развития добрососедских отношений наших стран. Мы с удовольствием выполняем ту программу сотрудничества, которую наметили вместе с итальянскими коллегами, проводя фестивали и открывая летние лагеря. Теперь, как мне кажется, было бы создать и зимние лагеря, которые будут, без сомнения, интересны итальянским школьникам, ведь в Италии нет такой снежной зимы, как в России. Мы готовы к различным новым начинаниям, новым программам.

Когда в зале коллегии Северного окружного управления гости и хозяева сели за большой стол, вдруг стало понятно: невозможно понять, кто представляет российскую, а кто - итальянскую сторону. Все дело в том, что учителя всех стран похожи друг на друга, и если ты попадаешь в незнакомую компанию, то всегда можешь с уверенностью сказать, кто в ней педагог. Так было и на этот раз, вот только разве итальянские гости были чуть более загорелыми. Все сидели вперемешку, и только для трех руководителей итальянской делегации были поставлены на столе таблички: «Джованни Ипполито, советник мэра города Барии», «Дженнаро Эспозито, координатор проекта «Москва - Таранто», «Марко Фэ, организатор международного фестиваля «Талантливые дети».

Настроение у всех сидящих за столом было приподнятое, особенно у итальянцев: проходя по просторным коридорам здания окружного управления образования, они увидели, как бережно, в специальных витринах хранят здесь все те подарки, которые преподносили своим московским друзьям итальянские коллеги из провинции Пулия. А это, согласитесь, о многом говорит. Кстати, встреча началась с того, что начальник Северного окружного управления образования Виктор Кичатов передал подарок своей итальянской коллеге Анне Камальери, которая, к сожалению, не смогла на этот раз приехать. А итальянские гости передали письмо Анны Камальери, адресованное Виктору Кичатову.

Кичатов не стал делать доклада, он нашел для друзей очень теплые и неформальные слова. С одной стороны, это хорошо, а с другой - Виктор Николаевич лишил всех возможности еще раз вспомнить все то, что составляет сотрудничество Москвы и Италии.

Диалог

Виктор КИЧАТОВ, начальник Северного окружного управления образования:

- Мы рады, что наши итальянские гости дают очень высокие оценки реализации этого проекта и той работе, которая проводится сегодня в Северном округе. За эти годы мы с итальянскими педагогами стали не просто большими друзьями, мы стали близкими людьми прежде всего. Наши отношения уже даже больше человеческие, чем профессиональные. Но, наверное, благодаря именно человеческим отношениям, благодаря дружбе наших учеников, родителей, педагогов проект имеет перспективу и распространение среди ребят не только Северного, но и всех округов Москвы. Нам приятно, что наши гости столь восторженно отзываются о Москве, но хочу заметить, что Московский Кремль - сердце России - в XVI-XVII веках строили итальянские мастера. Хочу отметить еще, что господин Джованни Ипполито как представитель администрации города Барии стал уже постоянным участником этого проекта и важно то внимание органов управления провинции Пулия и ее городов к участию в проекте. Это особенно ценно.

Джованни ИППОЛИТО, советник мэра города Бари:

- Вместе с другими членами нашей делегации я восхищаюсь той работой, которая была проделана московскими коллегами за сравнительно небольшой период. Я могу сравнивать, так как я уже второй раз посещаю Москву. Я восхищаюсь руководителями, которые реализуют наш проект, но также и директорами школ, на которых ложится основная часть нагрузки. У нас была возможность пообщаться с преподавателями, которые замечательно работают в этих школах, а также посетить некоторые уроки по предметам и посмотреть, как работают учителя и дети. Поразило то, с каким вниманием они трудятся на уроках, какая дисциплина на этих уроках, с каким удовольствием учатся дети. Если сравнивать московские и итальянские общеобразовательные школы, то московские, конечно, сильнее, и образование здесь дается более глубокое. Хочу отметить, что в московских школах есть взаимосвязь между начальной, средней и старшей школой. У нас очень заметен переход из начальной в среднюю и из средней в старшую школу, происходят большие скачки, поэтому мне нравится московская плавность перехода со ступени на ступень. Заверяю, что поддержка проекта со стороны провинции Пулия будет и в дальнейшем, что наша дружба будет продолжаться.

Наталья ШУЛЕЙКИНА, председатель Северной окружной профсоюзной организации:

- Наш российско-итальянский проект развивается не только вширь, но и вглубь, становится более серьезным и глубоким. Благодаря тем договоренностям, которые были достигнуты благодаря администрации префектуры и провинции Пулия, окружного управления образованием, лично Джованни Ипполито, было многое сделано для отдыха учителей Северного округа. У педагогов появилась возможность не только отдохнуть, но и посетить лингвистический лагерь, познакомиться с учреждениями образования Италии, в которых их очень радушно принимали коллеги. В целом мы надеемся, что подобный отдых удастся организовать и для итальянских педагогов в средней полосе России, и расширить его для московских педагогов в Италии.

Сотрудничество началось пять лет назад, и за это время было многое сделано как москвичами, так и их коллегами из Таранто. Наиболее успешным из всех международных и межрегиональных программ стал проект «Толерантность - единство и многообразие», который был начат в 2002 году, получил поддержку Министерства образования и науки РФ, Департамента образования, префектурой Северного округа и был представлен на выставке «Дни Московского образования на ВВЦ» в 2004 году.

Но самое главное, конечно, не просто проекты, а работа коллективов. Общение педагогов двух стран началось с личных контактов, потом стало незримой нитью симпатий между педагогами и руководителями образовательных учреждений. С итальянской стороны участниками проекта «Москва - Таранто» стали школы «Г.Галилей», «Ч.Баттисти», «Дж.Беттоло», «У.Фосколо», «К.Коломбо», «Де Каролис», техникум-лицей «А.Риги», техникум гостиничного хозяйства города Лепорано, Технический университет города Бари. С российской, вернее, с московской, в проект включились школы №№251, 141, 1223, 1249, 1250, 1251, поликультурный центр, Центр молодежного творчества «Гермес», гимназия №1576, интернат №96, Московский государственный университет природообустройства, методический центр Северного округа, центр образования №1409, директор которого Ирина Ильичева стала координатором проекта.

Теперь уже стали традицией фестивали детского творчества «Дети Италии и России - за мир и дружбу»: в феврале-марте в Москве, а в апреле-мае - в Таранто. Наряду с фестивалем в школах Северного округа проводятся Недели итальянской культуры, звучит классическая и популярная музыка лучших итальянских композиторов. Московские школьники много фантазии и творчества вкладывают в организацию выставки «Я был в Италии», причем наибольший интерес у их сверстников и взрослых вызывают фотодокументы, рассказывающие о дружбе русских и итальянских ребят. О многом говорят заголовки, под которыми на выставке представлены многие материалы: «Виват, Италия!», «Волшебной сказке - Таранто», «Город моих друзей».

Чтобы сотрудничество было интересным, нужно интересоваться всем, что касается друзей. Поэтому, наверное, в школах Северного округа проходят радиоуроки, рассказывающие об Италии, викторины «Знаешь ли ты Италию?», конкурсы итальянской песни, школьные библиотеки предлагают ребятам книжную выставку «Сказки об Италии» и тематические подборки из разных областей знаний об этой замечательной стране, ребята защищают рефераты по истории и архитектуре Италии. У школьников Северного округа есть возможность отдохнуть в летних лагерях в Италии, а у итальянских школьников - в России. Им просто находить общий язык для общения, ведь особое внимание в сотрудничестве уделяется изучению русского языка в Италии и итальянского языка в России. Именно языковое общение «без посредника» - своеобразный мост дружбы, мира, уважения друг к другу.

Диалог

Ирина ИЛЬИЧЕВА, директор центра образования №1409, председатель совета директоров образовательных учреждений Северного округа, координатор проекта «Москва - Таранто»:

- В проекте сплотились самые разные представители нашего образовательного сообщества, за одним столом сидят педагоги, управленцы, наш профсоюз, научно-методический центр, московская «Учительская газета». То, что мы все вместе, дает возможность таким образом развиваться нашей программе. Основная задача программы «Столичное образование» - социальное партнерство. То, что сегодня сработало в нашем проекте, - то, что мы смогли притянуть к себе все организации, которые есть в Москве и связаны с итальянским языком. Это, конечно же, отдел по образованию Министерства иностранных дел РФ. Мы имели возможность встретиться в посольстве Италии с новым послом этой страны, который счел возможным встретиться с делегацией итальянских педагогов. Та четырехлетняя дружба, которая была с предыдущим послом Италии в Москве, дала нам возможность сотрудничать с Институтом итальянской культуры, наши дети работают в библиотеке Итальянской культуры Центра Данте Алегьери в Москве. То есть мы нашли всех тех людей, которые могли дать каждому ребенку возможность изучать итальянский язык, попадая в среду изучаемого языка. Это и стало для нас основным в этом проекте в нынешнем учебном году. Я должна сказать слова искренней благодарности нашим побратимам - директорам итальянских школ. Мы ими очень гордимся, потому что это очень талантливые, умные и творческие педагоги, у которых мы многому научились. Не всегда даже самые современные информационные технологии решают основные задачи воспитания, а любовь, взаимопонимание, отношение к детям, желание сделать их счастливыми. Это основное в нашей деятельности и итальянской, и российской стороны. Итоги нашей работы налицо. Это и летний отдых учащихся, и участие в фестивалях. Могу сказать, какое значительное количество детей изучают итальянский язык, причем не только факультативно, но и в рамках учебного расписания. Поэтому пройдет совсем немного времени, и мы сможем защищать дипломы на знание итальянского языка в Центре Данте Алигьери, и наши дети через некоторое время смогут несмотря на то, что российское образование самое лучшее в мире, получать высшее образование в любой стране мира. У нас есть самое главное - наши дети, и вокруг детей мы объединили все педагогические коллективы. Этот проект несет на своих руках вся наша власть. Мы прекрасно понимаем, что префект Северного округа Владимир Иванович Объедков пятый год поддерживает проект, и это дает нам надежду на то, что в будущем мы сможем добиться еще большего.

Марко ФЭ, координатор фестиваля «Талантливые дети»:

- Я вот уже сорок лет занимаюсь организацией этого фестиваля в Италии. В нем могут принимать участие дети с теми культурными программами, которые они готовят. Это концертные, театральные, песенные, музыкальные, танцевальные программы, а также кино, поэзия, культура и другая разнообразная деятельность. Фестиваль зародился в небольшом итальянском городе Кьюзи, который находится в провинции Таскана. Он сразу же привлек внимание специалистов, которые занимаются развитием детского творчества. Профессор Ленкарелли посоветовал сделать его не только в Кьюзи, а распространить на 10 городов, которые находятся в разных регионах Италии. Вот уже пять лет мосту дружбы, который соединил Таранто и Москву, в этом фестивале принимают участие также и московские дети. Сегодня фестиваль уже вышел на другой, международный, уровень. Таким образом, Россия присоединилась к Италии и стала участвовать в итальянских фестивальных программах, причем Россию представляет Москва - Северный округ столицы. Преподаватели и директора московских школ приняли участие в фестивале. Рассказав о том опыте работы, которую мы ведем в Северном округе, мы получили и из других стран большое количество желающих поучаствовать в нашем фестивале. Теперь к нам хочет присоединиться Австрия, Франция, Румыния, Дания, Греция. Такое сотрудничество было бы невозможно, не будь перекинут мост между Таранто и Северным округом. Мир, дружба, надежда, возможность общаться - вот главные задачи, которые ставит перед собой фестиваль и которые, я надеюсь, мы вместе решаем и решим. Когда 45 лет назад фестиваль только зарождался, я даже не мог себе представить, что пройдет почти полвека, и я окажусь в Москве и смогу в окружном управлении образования рассказывать, что сделан, выстраивать вместе с российскими коллегами будущее фестиваля и его перспективы в рамках сотрудничества педагогов Москвы и Италии.

Активно развивается сотрудничество с Университетом природообустройства и Техническим университетом города Бари в двух направлениях: обмен студентами в рамках программ европейского Союза и организация совместных исследовательских проектов по проблемам окружающей среды.

Год от года в сотрудничестве появляются новые направления деятельности. Если в первые годы для участников проекта было значимым установление контактов, обмен группами школьников, студентов и педагогов, организация фестивального движения, то сегодня перспективным стало участие в реализации совместного проекта «Толерантность - дорога к миру» не только образовательных учреждений, но и предприятий, учреждений социальной сферы, культуры, досуга и спорта.

В 2005 году границы международного сотрудничества существенно расширились: в проект вступили представители Греции, Швеции, Австрии, Франции, Германии, Голландии и Англии. В рамках сотрудничества в области образования 7-14 марта 2006 года Северный округ принимал международную делегацию, в состав которой вошли учителя, директора образовательных учреждений Таранто, представители администрации мэрии, руководители систем управления Греции, Швеции, Австрии, Франции. Культурная и научно-методическая программа пребывания зарубежных коллег была чрезвычайно насыщена, она включала проведение мастер-классов, знакомство с методикой преподавания в российских школах, встречи с педагогами и учащимися Северного округа, Московского гуманитарного педагогического института, Московского государственного университета печати. 13 марта 2006 года в гимназии №1576 прошел международный форум детского состава международной делегации, в ходе которого учащиеся Италии и России продемонстрировали возможности взаимопонимания с использованием вербального общения. Оригинальные технологии, организационно-деятельностные игры позволили участникам международных команд в плакатах, песенных и танцевальных композициях выразить свое отношение к общечеловеческим ценностям: дружбе, добру, толерантности. Между командами прошло соревнование на лучшее «Послание дружбы всему миру».

Развитие международного проекта «Россия - Италия», отметили участники встречи, приводит к изменению и корреляции учебных программ, которые должны включать углубленное изучение иностранных языков, способствовать развитию международного взаимопонимания, мира и сотрудничества между народами. Итальянских педагогов очень удивило, что в Москве есть своя «Учительская газета-Москва» - у них такой газеты нет, и обещали опубликовать в местных газетах те материалы «УГ-М», которые будут рассказывать о реализации проекта «Россия - Италия».

Встреча друзей в Северном окружном управлении образования закончилась вручением подарков. Итальянские педагоги подарили Виктору Кичатову штурвал-часы в знак того, что ему приходится постоянно рулить окружной системой образования, книгу, рассказывающую о провинции Пулия, и памятную табличку, а московские вручили своим итальянским друзьям замечательную картину с зимним изображением Троице-Сергиевой лавры, российской исторической и духовной святыни, история которой - отражение истории России. Расставаясь, друзья договорились встретиться вновь. Сотрудничество продолжается.

Информация к сведению

Российско-итальянский проект «Москва - Таранто», реализуемый в Северном округе столицы и в городе Таранто итальянской провинции Пулия, ставит своей целью построение и развитие совместной образовательной деятельности, направленной на формирование технологических и методических ресурсов, реализацию преемственности и обогащения образовательной траектории учащихся в целостном европейском образовательном пространстве при решении задач поликультурного воспитания и формирования толерантности.

Основные задачи проекта:

- построение системы технологического, методического, кадрового обеспечения совместных образовательных программ для различных категорий детского населения;

- организация совместной исследовательской и проектной деятельности московских, итальянских и европейских образовательных учреждений в области культуры, науки, информационных технологий, экологии, молодежной политики;

- формирование на базе образовательных учреждений Северного округа ресурсного центра по изучению языка, культуры и традиций европейских народов;

- распространение русского языка в европейских странах посредством взаимообогащения культур.