Деловая встреча началась с экскурсии по школе, которая была открыта к началу прошлого учебного года и сразу поразила посетителей своим архитектурным великолепием. Многочисленные гости ознакомились с современной системой безопасности образовательного учреждения, новейшим компьютерным оборудованием, просторными классами и спортивными залами. Гости с удовольствием общались среди благоухающих диковинных цветов и растений школьного зимнего сада.

Новостройки

Работу «круглого стола» открыла заместитель руководителя Департамента образования Галина Гущина. Галина Ивановна рассказала о том, по каким проектам и в каком количестве строятся новые школы и дошкольные образовательные учреждения. По ее словам, в этом учебном году в Москве будет введено в эксплуатацию 22 школы, 7 блоков начальных классов и около 100 детских дошкольных образовательных учреждений. Продолжается строительство школ и детских садов по типовым проектам, которые были разработаны Московским научно-исследовательским институтом типологии, экспериментального проектирования. Два проекта типовых школ разработаны на 660 и 990 мест. С учетом того, что были введены в действие новые нормативы, эти проекты скорректировали.

В столице стараются уходить от типового проектирования и переходить на индивидуализацию. Так, в Центральном административном округе практически все школы строятся по индивидуальным проектам, учитывающим особенности старинной части города и ограниченность площадей. За последние восемь лет по индивидуальной планировке в Москве построено более 40 школ. К концу 2006-2007 учебного года планируется ввести в эксплуатацию еще 11 школ индивидуального проектирования.

Галина Гущина отметила, что к началу нынешнего учебного года в столице открылась школа-интернат для детей с заболеванием крови на территории Юго-Западного административного округа (такие образовательные учреждения не строились в Москве и России на протяжении 40 лет), еще одно учреждение введено в эксплуатацию в Западном административном округе, в Переделкине, для детей, страдающих церебральным параличом. Эти специализированные школы соответствуют самым современным мировым требованиям и оснащены по последнему слову техники.

Главный архитектор проектов Мастерской №7 Московского НИИ типологии, экспериментального проектирования Наталия Харкина и руководитель архитектурного бюро «ЭЛИС» Николай Лютомский довольно подробно представили участникам «круглого стола» типовые и индивидуальные проекты школ, введенных в эксплуатацию в Москве за последнее время. Индивидуальные школы, безусловно, стоят дороже школ типового проектирования. Например, типовая школа на 550 учеников в зависимости от инженерных коммуникаций стоит в среднем 160 миллионов рублей, тогда как школа по индивидуальному проекту обходится в два раза дороже.

Обсуждать московскую практику гости даже не пытались: ни в одном регионе развернуть такое широкое школьное строительство невозможно из-за отсутствия средств.

По последнему слову техники

Конечно же, очень важно, чтобы каждая новая школа была красива в архитектурном плане, в ней было уютно детям и учителям. Но в то же время в образовательном учреждении должно быть установлено современное учебное оборудование и оснащение. Только в этом случае можно говорить о достижении высокого уровня образования.

- Все школы Москвы, которые строятся с 1996 года, оснащаются по последнему слову техники, - начала свое выступление руководитель Центра новых технологий и учебного оборудования Елена Булин-Соколова. - Мы вынуждены идти в ногу со временем и создавать все необходимые условия для поддержания образовательного процесса на высоком уровне. Нам хочется, чтобы ученики умели действовать не только по заданному алгоритму, но и могли самостоятельно решать новые задачи, работать с информацией, могли самостоятельно учиться в течение всей своей жизни. Для этого нужна специальная среда. Она создана и постоянно совершенствуется. Все московские школы уже давно подключены к сети «Интернет».

По словам Булин-Соколовой, в Москве большое внимание уделяется детям в начальной школе, создается предметная среда, в которой каждый ребенок вне зависимости от того, какой способ восприятия у него развит, мог бы хорошо учиться. В школах большое количество счетного материала, кубиков и мозаик, наглядных пособий и инструментария для развития конструкторского, инженерного, логического мышления детей. Московские школы оборудованы современными приборами и переносными лабораториями для изучения природы и окружающего мира.

- Если вы помните, первые видеопроекторы были огромного размера и очень дорого стоили, - отметила Булин-Соколова. - Сейчас проектор можно носить под мышкой, и стоит он не больше 30 тысяч рублей. Еще вчера нам казалось, что интерактивные доски - это суперсовременно, а сегодня на рынке уже появились компактные мобильные устройства, которые прикрепляются в угол школьной маркерной доски, и она становится интерактивной. Все современные технологии стремятся к мобильности, разрабатываются миниатюрные устройства, с помощью которых можно определить свое место в пространстве, зафиксировать элементы окружающего мира. В московские школы уже внедряются приборы и инструменты, с которыми легко и удобно работать внутри помещения и за его пределами.

Школа становится безопасней

Очень важной проблемой ныне становится обеспечение безопасности, того, что делается в Москве, в регионах нет и в ближайшее время вряд ли появится. Во многих регионах проблемой становится даже установление ограждения вокруг школьного здания. Поэтому рассказ об охране столичных школ воспринимался как некая экзотика.

Участникам «круглого стола» продемонстрировали отрывки из учебного фильма об организации охраны образовательных учреждений в Южном административном округе столицы. Фильм используется для подготовки сотрудников частных охранных предприятий, которые работают в школах.

- Начиная с этого года в каждой новой школе в обязательном порядке будет установлена тревожная кнопка, все новые детские сады будут оборудованы системами видеонаблюдения, - сказал заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Евгений Кушель. - Как вы знаете, постановлением правительства Москвы №172 в школы города введена должность заместителя директора по безопасности. В августе этого года вынесено решение национального антитеррористического комитета, и должность заместителя директора школы по безопасности стала обязательной для всех регионов России. В будущем предполагается установка системы электронного допуска в школы. Электронный допуск рассчитан на внедрение социальной карты учащегося города Москвы, которая будет содержать всю необходимую информацию.

На эту тему также был продемонстрирован учебный фильм.

За счет установки видеосистем стало меньше драк, выяснений отношений между школьниками. Короче говоря, в школах становится чище, тише и безопасней.