Цели урока:

1) Обучение технологии анимации объектов с использованием эффектов мультимедиа с опорой на закономерности дизайна.

2) Формирование навыков работы с информацией и ее интерпретацией в виде стихотворения, умения творческого воплощения представляемых образов.

3) Развитие логического, творческого, практического мышления детей.

4) Воспитание самостоятельности, организованности, «вкуса» к компьютерному творчеству, умения работать в группе, эстетическое воспитание.

Средства обучения: мультимедийные презентации учителя литературы и учителя информатики, детей, раздаточный материал (созданные в среде MS Word технические задания и технический шаблон), шаблон для мониторинга деятельности на уроке (MS Excel).

Ход урока

Этап 1. Оргмомент. Вступительное слово учителя литературы.

Этап 2. Постановка проблемы учителем информатики. Компьютерные технологии открывают новые возможности для реализации замыслов, интерпретаций, фантазий людей. Поэтому интересно попытаться соединить такие разные предметы, как литература и информатика. Решим задачи, поставленные на уроке учителем литературы, с помощью технологий технического дизайна в РРТ (визуализация стихотворения).

Этап 3. Формирование правил дизайна в ходе проблемной эвристической беседы с учащимися. Используя подготовленную презентацию, учитель информатики предлагает детям самим определить основные закономерности и сформулировать общие правила дизайна презентации.

Этап 4. Содержательная часть урока литературы. Теоретические и философские основы поэзии хокку и хайку.

Этап 5. Постановка целей и задач проектной работы учителем информатики. Учитель ставит цель и формулирует вместе с учениками задачи по созданию презентации-миниатюры по предложенным стихам из японской поэзии.

Этап 6. Коллективное обсуждение методов и способов создания работы, в ходе которого учитель показывает примеры творческих работ-миниатюр.

Этап 7. Организация деятельности. Учитель предлагает детям объединиться в группы или же выбрать индивидуальный вариант работы: выполнение заданий с использованием раздаточного материала - предложенных стихотворений. Каждой группе раздается одинаковый набор стихотворений, из которого дети выбирают наиболее близкое им по восприятию. Учитывая предыдущий опыт проведения такого интегрированного урока, мы выбираем в качестве заданий стихи, связанные с временами года, поскольку в этом случае детям легче выразить художественными, графическими, аудиосредствами свои чувства. Далее планируется деятельность. Это, как правило, делают сами дети. Хорошей мотивацией служит формирование на уроке обстановки творческой мастерской - свобода в выборе текста, иллюстраций, музыки, дизайна своей работы.

Этап 8. Осуществление деятельности. Ребята самостоятельно выполняют задание. Роль учителя на этом этапе - консультационная, при необходимости обучающая, контролирующая. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы, отвечая на возникающие вопросы и помогая в затруднительных ситуациях, ненавязчиво контролируя ход выполнения задания. Очень часто детям на этом этапе интересно мнение учителя по поводу их работы. В этом случае важно не навязывать свою точку зрения, хотя работа может казаться спорной в художественном смысле, а дать возможность ученику самому принять решение, отложив окончательное обсуждение до представления работы на заключительном этапе проекта.

Этап 9. Подготовка к презентации работ. Этот этап носит технический характер: дети должны правильно сохранить свою работу на нужном диске, а учитель проконтролировать это, чтобы в дальнейшем избежать стрессовой ситуации, когда умственные и эмоциональные усилия учеников сводятся к нулю из-за технической ошибки.

Помимо этого ученикам необходимо подготовиться к творческому представлению работы, которое предполагает прочтение стихов (выразительно, в расчете на зрителей), т. е. с использованием театральных эффектов.

Этап 10. Презентация работ. Это в отличие от простого анализа проделанной работы своеобразный творческий концерт, цель которого - как можно ярче выразить свое восприятие стихотворения, воздействуя на все чувства зрителей. Поэтому здесь особенно важна правильная позиция учителя по оценке творческой работы ученика. Ведь помимо демонстрации технически грамотно выполненной работы он раскрывает свою душу, свой взгляд на мир. Для анализа и оценки работы дети получают листы отзывов о презентации. При обобщении и оценке работ учитель информатики главное внимание уделяет соответствию работы общим правилам дизайна, которые были сформированы в начале урока, а также умению общаться, слушать, задавать вопросы, обосновывать свое мнение. Учитель литературы рассматривает работы, используя свои критерии оценки.

Этап 11. Подведение итогов. Рефлексия учащихся. Учителя литературы и информатики подводят общий итог урока, предлагая высказаться школьникам. Например, я узнал (получил, приобрел, смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить), и захотелось... Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало)...

Этап 12. Мониторинг усвоения темы (интерактивная панель). Затем проводится интерактивный мониторинг с выводом информации на общий просмотр (дети поднимают руки при ответе на вопросы учителя, результаты сразу вносятся в файл reflex*.xls, и автоматически строится диаграмма). Учитель делает общие выводы, высказывает характерные замечания и пожелания. Подобная игра очень хорошо сказывается на дальнейших презентациях работ.

Материалы подготовила Светлана ИВАНОВА, учитель информатики и информационных технологий средней школы №2 Йошкар-Олы Республики Марий Эл