Познав себя, никто уже не останется тем, что он есть.

(Манн Т.)

Форма проведения урока

Деловая игра - анализ конкретной исторической ситуации (АКИС)

Организация рабочего времени

Домашнее задание + урок.

В качестве опережающего задания по теме урока учащимся предлагается:

выделить основные события начала XX века в России, повлиявшие на ход ее социально-политических, экономических и культурно-нравственных процессов, которые, в свою очередь, легли в основу потрясений 1917 года;

проанализировать мемуарную литературу того времени, через которую можно почувствовать умонастроения граждан империи различных классов и сословий.

Список рекомендуемой литературы:

- вел. кн. Александр Михайлович. «Книга воспоминаний», М. - «Современник», 1991;

- Витте С.Ю. «Воспоминания», Москва - Таллин, 1994;

- Дневники императора Николая II, М. - «Орбита», 1991;

- Курлов П.Г. «Гибель императорской России», М. - «Современник», 1991;

- Милюков П.Н. «Воспоминания», М. - Издательство политической литературы, 1991;

- Мосолов А.А. «При дворе последнего императора», Санкт-Петербург - «Наука», 1992;

- Палеолог М. «Царская Россия накануне революции», М. - «Новости», 1991;

- Сорокин П. «Дальняя дорога», М. - «Терра», 1992;

- Столыпин П.А. «Нам нужна великая Россия», М. - «Молодая гвардия», 1991;

- «Страна гибнет сегодня» (воспоминания о февральской революции 1917 года), М. - «Книга», 1991;

- Суханов Н.Н. «Записки о революции», М. - Издательство политической литературы, 1991;

- кн. Трубецкой С.Е. «Минувшее», М. - «Дэм», 1991.

Опорные термины

Менталитет, патернализм, охлократия.

Ход урока

I. Экономические реформы Витте С.Ю.

В ходе которых будущий премьер пересмотрит свои прежние позиции по:

- рабочему вопросу: «В отличие от Западной Европы в России нет рабочего класса, а, следовательно, нет и «рабочего вопроса», заняв позже патерналистскую позицию в отношении пролетариата (законы 1897, 1903 гг.);

- по аграрному вопросу: «общинное землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности», но уже через несколько лет приходит к мысли полного освобождения крестьян от опеки общины и местных властей, превратив труженика в «персону»;

- по вопросу государственного устройства: «Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства, и целостность ее может поддерживаться только сильной самодержавной властью», а в событиях осени 1905 года подчеркнет: «Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы».

Конечно, можно отнести эти метания Витте на счет его «хамелеонства» (что и делали его оппоненты), но не является ли это лишь отражением общего смятения чувств и мыслей, охвативших не только высший свет?! Не случайно князь Трубецкой С.Е. в своих воспоминаниях говорит о перемене формулы единства крестьян с господами с «Мы - Ваши, Вы - Наши!» на: «Мужик-зверь! Руку лижет, а норовит укусить!»

II. Вступление Николая II на престол

- в определенной части общества начало царствования воспринято как «дурное» из-за приезда будущей императрицы накануне смерти Александра III и ходынской трагедии 1896 года, произошедшей на коронации императора;

- жену царя Александру Федоровну часть знати не воспринимала («гессенская муха»);

- в будущий 1895 г. Николай II смотрит уже без страха, «потому что для меня худшее случилось, именно то, чего я так боялся всю жизнь!» (имеется в виду не только смерть отца, но и тяжкая работа царя);

- «верховная власть перестала быть источником света и тепла», признавался последний царский министр внутренних дел Протопопов.

III. Война с Японией (1904-1905)

В череде поражений винили не столько русскую армию и флот, сколько царскую бюрократию. Впоследствии часть общества не только привыкла к бесконечным поражениям, но и радовалась им, так как воспринимала их как очередное свидетельство бессилия власти, надеясь на скорейшие реформы.

Таким образом, признает Трубецкой, «не революция подорвала в русском народе его монархический дух: дух этот хирел уже раньше и, тем самым, создал саму возможность революции».

IV. Первая русская революция (1905-1907)

Вместе с учащимися мы вспоминаем оценки событий 9 января 1905 года:

- «мы просили хлеба, а нам дали пули»;

- «рабочие унесли с собой в братскую могилу веру в живой источник правды и справедливости»;

- В.О. Ключевский предсказывает скорое падение правящей династии.

С появлением законодательной Государственной Думы и легализацией политических партий незримо в Россию проникает «конституционный дух», не случайно царь запишет в дневнике: « Господи, помоги нам, спаси и умири Россию!».

В то же время террор со стороны радикальных сил стал неотъемлемой частью повседневной жизни общества, доказательством чему могут служить признания самих революционеров о существовании «эпидемии боевизма», «терроризм стал в прямом смысле спортом, в котором игроки видели в своих жертвах лишь движущиеся мишени». Популярность политических убийств стала настолько велика, что, как вспоминает Б. Савинков, отцу убийцы министра Плеве, ехавшему в поезде, сердечно пожимали руки, и офицеры пили за его здоровье.

Так наше общество, особенно и не осознающее ценность человеческой жизни, «прививалось» к будущему террору.

V. Деятельность Столыпина П.А.

Председатель Совета министров и его деятельность до сих пор вызывает разноречивые отклики. Мы с учащимися анализируем социально-психологический аспект его преобразований, подмечая политический крен аграрной реформы в пользу «крепких и сильных», тем самым оставляя за бортом малоземельных и безземельных крестьян, что является отступлением самодержца от его обязанностей - защиты убогого и слабого. Но «Пока не будут удовлетворены безземельные, до тех пор не будет у нас в России спокойствия», - заявил депутат Думы от Киевской губернии крестьянин Сидоренко.

С этой точки зрения показательно и убийство Петра Аркадьевича, в котором отразилась нетерпимость и левых, и правых, окружавших «последнего рыцаря самодержавия». По мнению Солженицына А.И., руку убийцы Богрова направляло общественное мнение, пожалуй, самая страшная сила, создающая сами условия для успеха политического терроризма.

VI. I мировая война (1914-1918)

«Психоз разрушения» предвоенных лет, о котором пишет великий князь Александр Михайлович, достигает своей кульминационной точки в войну, которая своей жестокостью и нетерпимостью привела к формированию «военной» психологии не только в армии, но и в тылу. Причину роста количества пленных в русской армии, дезертирства и «заболеваемости» военный историк Головин Н.Н. видит «всецело в области психико-социальных», когда размываются не только цели войны, но и некогда взаимосвязанные единые понятия: «царь - Россия». И уже царские министры в ходе «министерской забастовки»(08.1915) в ответ на решение Николая II возглавить армию дали понять императору, что они служат не только ему, но и Отечеству, с чем позже в событиях февральской революции 1917 года солидаризируются практически все высшие военачальники.

Нельзя обойти вниманием и фигуру Распутина. Корни влияния «сибирского старца» лежали не только в личных особенностях императрицы и любящего ее мужа, но и в порочности великосветского общества, которое и ненавидело, и пресмыкалось одновременно перед всесильным «отцом Григорием», а самое главное - в изжитости самого монархического строя, допускающего наличие, влияние и бесконтрольность подобных фаворитов. Таким образом, можно согласиться с идеей Бердяева Н.А. о средоточии в Распутине «страшной тьмы русской жизни», компрометирующей и монархию, и церковь.

VII. События Февральской революции 1917 года

Они окончательно дезориентировали русское общество с психологической точки зрения:

- в первые дни революции царит охлократия («Полнота власти находилась в сущности в руках толпы», - признает министр Временного правительства Пешехонов А.В.);

- перманентные кризисы новоявленной власти подрывали доверие к ней и заставляли порой скептически относиться к ее шагам («Никакого самостоятельного значения и веса вы не имеете», - указывает член исполкома Петроградского совета Стеклов Ю.Н.);

- сами члены Временного правительства не верили в свои силы наладить жизнь в стране, так, министр Гучков А.И. вскоре приходит к убеждению, что работа правительства безнадежна и бесполезна и что нужно «уходить».

Вариант вывода

В конце урока учащиеся приходят к самостоятельному выводу (приводится один из вариантов):

С начала XX века менталитет русского народа претерпел значительные изменения:

- среди определенной части общества была подорвана вера в «доброго царя-батюшку»;

- конституционные идеи наравне с уравнительными и анархическими устремлениями также исказили традиционное мироощущение русских людей, что в целом образовало психологический фундамент под события октября 1917 года. Перефразируя Булгакова М.А., можно сказать, что сначала произошла революция в головах, которая позже вылилась на улицы.

Представляется, что данный урок не носит законченный характер и должен иметь продолжение (например, рассматривая дальнейшие изменения русского менталитета в годы Гражданской войны).

Сергей БУКИНИЧ, учитель истории гимназии №116, Санкт-Петербурга