А теперь заглянем в учебник 2005 года издания. «Новая история. 1500-1800». Авторы А.Юдовская, Н.Баранов, Л.Ванюшкина. Если бы на обложке не было написано, что пособие предназначено для учащихся седьмого класса общеобразовательных учреждений, можно было подумать, что это учебник для студентов исторических факультетов. Во-первых, тридцать параграфов насчитывают 288 страниц. На изучение программой отводится 28 часов. Ученик должен к каждому уроку проштудировать 6-9 страниц.

Во-вторых, кроме этого, «бедный зубрилка» должен ответить на семь-восемь вопросов, сделать записи в тетрадь.

После изучения третьего параграфа на уроке я попросил лучшего ученика класса выполнить все, что предлагают авторы учебника. Думаете, сколько он потратил времени на выполнение домашнего задания? Один час тридцать пять минут. На выполнение заданий по другим предметам ушло более двух часов. О перегрузке школьников ведется много разговоров, а воз и поныне там.

Над учебником, кроме авторов, работали рецензенты кафедры новой и новейшей истории МГПУ, издательская бригада: зав. редакцией, корректоры и другие «просвещенцы». Все эти ученые мужи по понятным причинам заинтересованы в увеличении объема учебника. Больше объем - больше денег.

Стоит ли удивляться, что многие ученики перестали читать, а точнее, учить «рыночные параграфы». Не под силу школьникам этого возраста.

На образование работают тысячи людей, от учителя до министра. И все-таки, чтобы избавить школьников от перегрузки, в учебный процесс должны вмешаться медики.

Петр ПАРШАЧЕНКО, учитель истории школы №33, Муром, Владимирская область