Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация», кафедра социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ и редакция «Граждановедения» (приложение к «Учительской газете») объявляют об открытии заочных курсов «Технология ученического самоуправления» на 2003/2004 учебный год.

Цели и задачи курсов:

содействие повышению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений России за счет организации и развития ученического самоуправления;

оказание квалифицированной помощи педагогической общественности в подготовке к созданию авторской модели ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;

знакомство педагогов с имеющимся опытом функционирования ученического самоуправления в различных общеобразовательных учреждениях России;

стимулирование деятельности педагогических коллективов по организации и развитию ученического самоуправления.

Слушатели курсов - на данных заочных курсах могут обучаться все заинтересованные лица, наличие высшего педагогического образования необязательно.

Условия зачисления на курсы. Для официального зачисления на курсы необходимо:

заполнить и прислать по адресу редакции анкету слушателя (см. образец ниже);

заполнить и прислать анкету «Школьное самоуправление сегодня: проблемы и перспективы»;

выслать копию квитанции о подписке на газету «Граждановедение».

Сроки проведения курсов. Курсы проводятся с 1 мая 2003 г. по 1 июня 2004 г.

Формы обучения

Еженедельная публикация учебных материалов по всем темам программы курсов в газете «Граждановедение». Каждая тема программы будет опубликована в специальной рубрике «Заочные курсы «Технология ученического самоуправления»

Консультирование слушателей курсов - публикация ответов на вопросы в газете в специальной рубрике «Консультация»

Рецензирование материалов зачетных работ, присланных слушателями (каждому слушателю высылается официальная рецензия по указанному им адресу).

Преподавательский состав

Александр Сергеевич Прутченков, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, начальник отдела подготовки кадров и научно-методического обеспечения МООДиМ «Новая цивилизация», научный руководитель курсов;

Марина Альбертовна Шкробова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, ведущий специалист МООДиМ «Новая цивилизация»;

Татьяна Владимировна Болотина, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, директор центра гражданского образования;

Татьяна Геннадьевна Новикова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ и другие.

В качестве консультантов привлекаются ведущие специалисты, практики, директора школ, где долгие годы успешно функционирует ученическое самоуправление.

Все слушатели курсов, успешно сдавшие зачеты, предусмотренные программой, получают специальный сертификат-свидетельство об окончании заочных курсов.

Слушатели курсов, приславшие наиболее интересные авторские модели, будут приглашены на Всероссийский учительский форум «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра», который будет проходить в рамках Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления, проводимого Министерством образования РФ в 2003/2004 учебном году (информационное письмо Минобразования №28-51-253/16 от 2 апреля 2003 г.). О точных сроках и месте проведения данного форума будет сообщено дополнительно в газете «Граждановедение».

Программа заочных курсов «Технология ученического самоуправления»

Раздел 1. Теоретические аспекты организации ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения

Тема №1. Понятие самоуправления, место ученического самоуправления в системе школьного самоуправления.

Тема №2. История развития школьного самоуправления.

Тема №3. Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.

Тема №4. Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении.

Тема №5. Основные модели ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Тема №6. Оценка качества модели ученического самоуправления.

Тема №7. Оценка эффективности функционирования ученического самоуправления.

Тема №8. Детские и молодежные общественные организации как партнеры органов ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.

Тема №9. Социально-психологические и организационно-педагогические проблемы использования различных моделей ученического самоуправления.

Раздел 2. Игровая технология организации ученического самоуправления

Тема №1. Педагогические возможности игровой технологии.

Тема №2. Модель ученического самоуправления «Демократическая республика».

Тема №3. Подготовительный этап «Демократической республики».

Тема №4. Общественно-политический этап «Демократической республики».

Тема №5. Правовой этап «Демократической республики».

Тема №6. Экономический этап «Демократической республики».

Тема №7. Итоговый этап «Демократической республики».

Тема №8. Педагогические условия эффективного применения игровой технологии ученического самоуправления.

Зачетная работа - авторский проект «Модель ученического самоуправления в нашем общеобразовательном учреждении».

Раздел 3. Технология обучения актива старшеклассников

Тема №1. Обучение актива ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения.

Тема №2. Обучение школьного актива в учреждениях дополнительного образования.

Тема №3. Общий замысел летнего лагеря актива старшеклассников.

Тема №4. Лагерь актива МООДиМ «Новая цивилизация». Основные этапы технологии «Ньюландия».

Тема №5. Общественно-политический этап «Ньюландии».

Тема №6. Правовой этап «Ньюландии».

Тема №7. Экономический этап «Ньюландии».

Тема №8. «Школа лидера» - специальная программа обучения школьных активистов в условиях летнего лагеря.

Зачетная работа - авторский проект «Модель летнего лагеря актива».

Раздел 4. Внутренние и внешние коммуникации ученического самоуправления

Тема №1. Роль школьных СМИ в работе органов ученического самоуправления.

Тема №2. Интернет-сайты как средство коммуникации органов школьного ученического самоуправления.

Тема №3. Технология работы с сайтом «Терра интернета».

Зачетная работа - авторский проект «Модель деятельности школьных СМИ».

Анкета слушателя заочных курсов

«Технология ученического самоуправления»

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения:

3. Место работы:

4. Должность:

5. Полный почтовый адрес учреждения:

6. Рабочий телефон:

Факс, e-mail и т.п. (на ваше усмотрение):

7. Опыт работы в области воспитательной работы

8. Что вы ожидаете от участия в данных курсах?

9. Как вы собираетесь использовать знания, приобретенные на курсах, в своей профессиональной деятельности (отметьте в пустом квадрате):

во внеклассной работе с учениками школы

в работе учреждения дополнительного образования детей

в работе детского оздоровительного лагеря

Другие варианты (либо более развернутый ответ)

10. Знакомы ли вы с технологиями «Новой цивилизации»? Да Нет

Если «да», то с какими, в каком объеме? Если вы уже обучались на курсах МООДиМ «Новая цивилизация», укажите, по какой программе и когда (год и месяц)

11. Участвуете ли вы лично или ваше образовательное учреждение в таких программах, как:

«За гражданское воспитание»

«Социально ориентированные школы»

«Я - гражданин России»

«Новая цивилизация»

Другие программы и проекты гражданского воспитания

12. Есть ли в вашей школе предмет «Граждановедение»? Да Нет

13. Информация, которую вы хотели бы сообщить о себе дополнительно

Дата ___________________ Личная подпись ________________________

Анкета «Школьное самоуправление сегодня: проблемы и перспективы»

Уважаемые коллеги!

Перед началом работы наших заочных курсов просим вас ответить на вопросы этой анкеты. Ваши ответы помогут составить более полную картину о состоянии школьного самоуправления и наметить планы по его развитию. Заранее благодарим за вашу помощь и желаем успехов!

Раздел 1. Общие вопросы

1. Для чего, с вашей точки зрения, необходимо в школе самоуправление?

2. Считаете ли вы, что школьное самоуправление повышает эффективность обучения и воспитания школьников? Чем или за счет чего?

3. Нужно ли развивать ученическое самоуправление в современной школе? Почему?

4. Зачем самоуправление для самих учащихся? Что дает участие в ученическом самоуправлении самому школьнику и какое влияние оно может оказать на его будущую жизнь?

5. Что школьники могут делать самостоятельно, без помощи педагогов, участвуя в ученическом самоуправлении?

6. В каких делах при функционировании ученического самоуправления детям необходима помощь взрослых?

7. Какими должны быть органы ученического самоуправления в школе? Их возможные полномочия?

8. Какие условия необходимы для того, чтобы ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении развивалось успешно?

Раздел 2. Ваш личный опыт

9. Есть ли ученическое самоуправление в вашей школе? Если «да», то ответьте на следующие вопросы:

10. С какими проблемами вы сталкиваетесь при организации ученического самоуправления?

11. Есть ли в школе специальный документ, регламентирующий деятельность органов самоуправления, в том числе ученического?

12. Какова роль учащихся в выработке и принятии основных положений этих нормативных документов?

13. Выполняют ли органы ученического самоуправления функцию защиты прав и интересов учащихся? В чем конкретно это проявляется?

14. Как вы можете охарактеризовать стиль взаимоотношений классных руководителей, других педагогов с учащимися - активистами ученического самоуправления?

15. Кто является наиболее активным участником самоуправления в вашей школе? Есть ли опасность «звездной болезни» актива? Если есть, каким образом вы предупреждаете это?

16. Как вы привлекаете учащихся к участию в ученическом самоуправлении?

17. Заметили ли вы какие-либо положительные изменения в вашей школе после введения ученического самоуправления?

18. Участвуют ли родители ваших учащихся в процессах самоуправления школой?

19. Кто еще оказывает реальную помощь вашей школе по вопросам самоуправления?

20. В чем состоит ваш личный вклад в организацию самоуправления в вашей школе?

21. Если в вашей школе нет ученического самоуправления, то почему?

22. Хотите ли вы создать ученическое самоуправление в вашей школе?

В заключение краткая информация о себе:

1. Ваш педагогических стаж

2. Место работы

3. Должность

4. Есть ли у вас личный опыт участия в работе органов ученического самоуправления? Помог ли этот школьный опыт вам в дальнейшей жизни? Если «да», то в чем конкретно?

Еще раз благодарим за ответы на вопросы анкеты!