Про ребят... С тех же фотографий смотрят на меня наши ребята. Мои друзья, московские учителя, профессионалы своего дела. Те, кого впоследствии назовут командой «Високосного года» (2004 год был високосным и 13-м по счету московским конкурсом). Те, кто составит вместе с победителями прошлых лет основу Координационно-экспертного совета при Большом жюри конкурса. Неповторимый учитель математики и лирик Алексей Зубов, уникальный учитель русской словесности и неисправимый романтик Андрей Романов, блистательный учитель английского языка и прирожденный актер Артем Бабаянц и многие другие, с кем судьба свела меня на этом конкурсе.

Про школу. А за спиной уже было 15 лет работы в школе. В самой обычной московской школе, которой я благодарен не только за прекрасных коллег и отзывчивых учеников, но и науку, которой нельзя обучиться в университете. Науку общения и взаимопонимания. Именно здесь на практике подтвердились слова одного из главных персонажей фильма «Доживем до понедельника» - «Счастье - это когда тебя понимают». Понимают в победах и проигрышах, в безумных идеях, в стремлении вырваться из четырех стен, потому что главная задача Школы, по-моему, - не «подготовка к детей к жизни». Ведь Школа - это и есть сама жизнь. Мой отец, учитель истории с 40-летним стажем, говорил мне, что «в педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Только при создании, моделировании «ситуации успеха» в образовании твоих учеников и самого себя можно рассчитывать на положительный результат».

Про подготовку к «России». У победителя Московского городского конкурса «Учитель года Москвы» несколько миссий. Одна из них - это представление московского учительства на Всероссийском форуме «Учитель года России». Почетная миссия. И очень (!!!) ответственная.

Телефонный звонок. «Здравствуйте, Андрей Владимирович! Вас беспокоят из Департамента образования города Москвы. Вас приглашает к себе Любовь Петровна Кезина.»

На встрече с руководителем московского образования решался вопрос о кандидатуре от Москвы, которая поедет «на Россию». Точнее не решался, а обсуждался. Каждый из нас, учитель физической культуры Дмитрий Бесполов, учитель технологии Глеб Мочалов и я высказали определенную позицию. После недолгого разговора ребята доверили мне. «Что вам нужно для подготовки? - спросила Любовь Петровна. - Необходимые технические ресурсы, научно-методический образовательный потенциал столицы в вашем распоряжении».

И этот потенциал я смог оценить. За время подготовки к Всероссийскому конкурсу пришлось повторить не только основы методики и дидактики, придумать самопрезентацию, написать урок и мастер-класс, но и поучиться у известных ученых и педагогов Москвы. Помогали все: мои ученики, на которых «проигрывался» конкурсный урок, мой окружной методист по истории, советы которой легли в основу мастер-класса, и начальник управления образования нашего округа Нина Григорьевна Минько, создавшая все необходимые условия для работы. «Вторым университетом профессионального роста и развития» я бы назвал эти дни.

Про Всероссийский форум. А затем была неделя конкурса. Богата ты, матушка Россия, талантливыми Учителями. Особенно когда на единицу пространства по представителю от каждого региона. Правила таковы, что в очередной этап попадает... Хотел написать «сильнейший». Но, наверное, это не так. Все, с кем я общался в эту неделю в подмосковном местечке «Московский», были сильнейшими. Невозможно сравнивать учителя с учителем, как и ученика с учеником. Я давно понял, что в нашей профессии, если уж и сравнивать, то себя самого сегодня, с тобой «прошлым», а главное, «настоящим». И потому каждый из них Победитель.

Про настоящее. Прошло ровно два года после конкурса. Что изменилось в моей жизни? Многое. Правильно говорят, что конкурс «Учитель года Москвы» - это возможность по-иному взглянуть на себя и свою работу, а также обогатиться новым опытом.

В соавторстве со своими учениками старших классов, увлекающимися историей Отечества, был написан справочник по истории России, а на основе лекционного материала, использовавшегося в процессе ведения уроков, было написано пособие по отечественной истории.

Очень полезным опытом стало участие в составе жюри Всероссийской олимпиады по обществознанию. Под руководством зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и истории МИОО Сергеем Ивановичем Козленко коллективом авторов был создан и выпущен двухтомник, посвященный организации и проведению олимпиад по общественным дисциплинам. А в рамках городского Центра исторического образования, который был создан в 2004 году, реализуются проекты по работе с одаренными детьми, организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам исторического образования школьников, городских ученических конференций, семинаров, конкурсов исторической направленности, содействие профессиональному самоопределению учащихся в области исторической и историко-педагогической деятельности.

В прошлом году вместе с моими коллегами-учителями истории мы начали создание экспериментального учебника для профильных классов по истории России.

Во многом благодаря обучению ребят использованию ИТ в гуманитарных дисциплинах был создан и издан мультимедийный учебник «История России до XIX века», сценарии для которого создавались на протяжении 3 лет совместно с учениками 9-11-х классов. С целью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по истории мы разработали мультимедийный образовательный тренажер, выпущенный компанией 1«С», по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. А текстуальной поддержкой мультимедийного ресурса послужило учебное пособие «История. 100 баллов за ЕГЭ».

Непосредственно с моей практической деятельностью в должности методиста по истории окружного методического центра Южного округа связана тема предстоящего диссертационного исследования. Оно посвящено основным аспектам российского школьного исторического образования во второй половине XIX века.

Андрей ЛУКУТИН, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2004», лауреат Всероссийского конкурса, «Учитель года России-2004»