- Борис Владимирович, в Южном округе налажена комплексная система безопасности образовательных учреждений. Что подразумевается под комплексной безопасностью?

- Понимаете, безопасность школы - это не просто охранник, сидящий у входа, и надежное ограждение. Сейчас охрана есть в каждой школе, каждая школа имеет ограждение, пропускной режим. Но говорить о том, что дети могут чувствовать себя в абсолютной безопасности, довольно проблематично. Что мы понимаем под комплексной системой безопасности? Прежде всего следует отметить, что физическая охрана - это лишь одно из направлений в плане безопасности образовательного учреждения. В целом под безопасностью мы понимаем противопожарную безопасность, антитеррористическую, экологическую, психологическую, информационную, безопасность охраны труда, безопасность ребенка на прилегающей территории и так далее. Под безопасностью понимается не организация пропускного режима, а вся совокупность деятельности школы, направленная на сохранение жизни и здоровья детей.

Первое, что мы в округе сделали, - это открыли две экспериментальные площадки по психологической безопасности. По этой программе работают несколько школ. Охранник на входе - это психологически безопасная среда прежде всего для родителей. Я считаю, что образовательная среда должна выработать такие условия психологической безопасности, когда любой ребенок будет чувствовать себя в школе комфортно. И родители, отправляя его в школу, должны знать, что с ним все будет нормально. Если брать самое элементарное понятие об экологической безопасности, то мы контролируем, какую воду пьют дети в школах и детских садах. Сегодня в образовательных учреждениях действует программа «Чистая вода», устанавливаются фильтры, регулярно проводится проверка воды на качество.

- Входит ли в систему обеспечения безопасности ребенка защита его от интернета?

- Все школы подключены к сети «Интернет». На сайтах школы часто можно обнаружить рекламу различных организаций, в том числе и деструктивных. Ребенок с этим постоянно сталкивается. Необходимо сделать так, чтобы компьютерная сеть имела надежную степень защиты. Мы проводим постоянный мониторинг сайтов школы, параллельно с этим устанавливаются системы видеонаблюдения.

Мы работаем с двумя частными охранными предприятиями. На их базе мы создали оперативную группу, которая не только следит за отдельной школой, а туда стекаются оперативные данные со всего округа. Во всех школах округа введена должность заместителя директора по безопасности. Когда мы рассматриваем концепцию безопасности, то мы понимаем, что существует личная, общественная и государственная безопасность. Формирование личной безопасности приведет к формированию общественной. Комплексность не заключается в том, чтобы просто обозначить эти вопросы и говорить, что она существует. Она заключается в том, чтобы все виды безопасности ввести в самое тесное взаимодействие.

Мы ставим перед собой задачи по обеспечению безопасности образовательных учреждений, которые вытекают из концепции безопасности государства. Для образовательного учреждения - это своевременное предупреждение различных угроз.

- А родители привлекаются к работе по усилению безопасности?

- Да, сегодня говорить о комплексной безопасности без участия в ней родительской общественности просто бессмысленно. В этом году во всех школах поставили кнопки тревожной сигнализации. Они у нас и раньше были, а сейчас их стало две. Одна выведена на территориальный отдел, другая - на вневедомственную охрану. Основная масса финансовых средств, которая тратится на безопасность, это деньги родителей. Почему? Родители не могут ждать, когда в школе появится специальное оборудование, ведь дети учатся сегодня. Ни в коем случае нельзя это называть поборами. Родители принимают решение и делают благотворительные взносы. Заставить насильно мы их не можем. Особенность комплексной безопасности заключается в работе с родителями, учениками, в соединении бюджетных и внебюджетных средств во имя единой цели - сохранения жизни и здоровья детей.

- А как вы используете уроки ОБЖ?

- Всем хорошо известно, что в школе есть такой предмет, как ОБЖ. К сожалению, сегодня надо признать, что преподавателей ОБЖ как таковых попросту нет. В основном это бывшие военные. Я к ним отношусь с огромным уважением. Но мы должны сказать честно, что повальный приход военных в школу, наверное, не совсем правильный путь. Только по одной причине. Детская психика сформирована совершенно по-другому, чем у взрослого человека, который прослужил в армии 20-25 лет. Приходя в школу из армии, основная масса военных относится к детям, как к солдатам. Бывшему военному трудно перестроиться, у него нет педагогического образования. Такой человек сначала должен пройти психологическую подготовку и только потом идти работать с детьми. В результате мы пришли к следующему. В этом году мы переходим на интегрированный курс ОБЖ. Его будут вести учителя-предметники. Взять, допустим, тему ядерного взрыва. Военный, конечно, объяснит ее по-своему. Но если ученик ему задаст вопрос: что такое цепная реакция, то преподаватель ОБЖ вряд ли сможет правильно ответить. А вот физик сможет. То же самое с химией, когда мы говорим, к примеру, об отравляющих веществах. С биологией, когда идет речь о медицинской подготовке и первой помощи пострадавшим. В конце года, чтобы целостность курса ОБЖ не была нарушена, будем проводить научно-практические конференции для детей, где будут обсуждаться знания, полученные по отдельным предметам.

- А школьники вносят свой вклад в комплексную безопасность?

- Обязательно. Дети занимаются творчеством, пишут научные труды. Книги выходят при клубе учителей «Доживем до понедельника» под рубрикой «Школьники - школьникам». Книга «Москва многонациональная. Толерантность? Дружба? Соседство?» посвящена одному из самых острых вопросов современности - национальному. Данное исследование построено на изучении формирования национального состава столицы и современных особенностей межнациональных отношений. В ней сформулированы предложения детей правительству города по вопросам национальной политики, борьбы с экстремизмом, а также по превращению Москвы в символ дружбы людей разных национальностей и вероисповедания. Пособие «Стратегия безопасности» представляет собой краткий курс безопасности для подростка. Ребенок видит свою безопасность не глазами взрослых, а глазами своих сверстников. Дать правила на все случаи жизни практически невозможно, поэтому ребенок должен уметь находить выход из сложившейся, в том числе криминогенной, ситуации. Эта стратегия поможет ему не стать не только жертвой, но и преступником. Оба пособия получили высшую награду - медаль Галуа на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» в 2006 году.

Для заместителей руководителей образовательных учреждений по безопасности мы выпускаем много специальной литературы. Например, методическое пособие по организации безопасности в образовательном учреждении. Для детских садов - отдельное методическое пособие. Отдельное методическое пособие вышло по организации «Основ воинской службы». В нем прописан алгоритм действия руководителя: как проводить служебное совещание, родительское собрание, что на нем необходимо сказать. Для заместителя директора по безопасности собраны все нормативно-государственные акты, методические указания, представлены образцы всех необходимых документов. Даже есть пункт, который расписывает, где и как заказать для школы автобус.

- Как у вас развивается сотрудничество с правоохранительными органами?

- С силовыми структурами мы контактируем очень тесно. В каждом образовательном учреждении, где работают частные охранные предприятия, есть планы совместных действий с отделом внутренних дел. Сотрудники ОВД проводят встречи и занятия с педагогическим персоналом по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. Налажено постоянное взаимодействие с ГИБДД, ОВД районов, УВД и УФСБ Южного округа. Представители этих ведомств постоянно присутствуют на совещаниях руководителей образовательных учреждений. Кроме этого с окружными и районными структурами согласованы вопросы оказания помощи по безопасному содержанию территорий, очистке их от строительных материалов и мусора, помощь в ремонте ограждений.