За прошедшие годы во всех школах Южного округа созданы локальные сети, все 504 учреждения переведены на общение с помощью электронной почты. То есть мы сделали существенные шаги по созданию единого информационного образовательного пространства в рамках округа, что не только оправданно, но и вполне логично.

Преимущества внедрения новых информационных технологий в образование очевидны: во-первых, это увеличение наглядности и иллюстративности преподаваемых материалов, во-вторых, это мотивация школьников к дополнительным самостоятельным занятиям, в-третьих, более легкое усвоение предмета учащимися и, следовательно, улучшение их успеваемости. Однако на практике школы сталкиваются с целым рядом проблем. Основная трудность предыдущих лет - недостаточное техническое обеспечение. Сейчас эта проблема практически решилась за счет некоторых государственных инициатив, и сегодня компьютеры стоят уже во всех школах. Но одной технической инфраструктуры недостаточно - необходимо научить учителей активно и эффективно использовать данный инструмент. Это сложнее, так как помимо устаревших государственных квалификационных стандартов в России нет единого стандарта знаний ИКТ для учителей-предметников. Что потребуется учителю в его каждодневной деятельности? Насколько глубоко он должен знать программное обеспечение? Кто должен решать, чему учить преподавателя? К сожалению, все эти вопросы остаются открытыми, что существенно тормозит внедрение ИКТ во все школьные процессы.

Для этого перед руководителями школ ЮАО были поставлены такие вопросы:

Что происходит со средствами информационных и коммуникационных технологий в школе?

В каких видах деятельности используются средства ИКТ?

Как нормативная база образования поддерживает ИКТ?

Какие изменения в образовательном процессе осуществляются благодаря ИКТ?

Каких результатов мы достигаем благодаря ИКТ?

Вслед за этим мы условно разделили образовательную среду на следующие компоненты: предметно-пространственный, субъектно-социальный и информационно-технологический, поработали над информатизацией конкретно каждого компонента, наделив их более расширенным содержанием, в отличие от классической трактовки.

Предметно-пространственный компонент состоит из двух основных блоков:

Развитие материально-технической базы для обеспечения технической и коммуникационной достаточности.

Обеспечение массового доступа к информационным образовательным ресурсам для всех групп пользователей.

Первый блок предусматривает информатизацию через создание и развитие школьных медиацентров, оснащение (пополнение) школы современными компьютерами.

Второй блок предусматривает разработку и обеспечение регламента доступа к образовательным ресурсам для всех групп пользователей, разработку электронных каталогов имеющихся в школе образовательных информационных ресурсов и архитектуры внутрисетевого информационного пространства.

Субъектно-социальный блок состоит из четырех блоков:

Формирование информационной компетентности учащихся.

Это создание панорамы презентаций к курсовым работам по предметам, создание электронных архивов, виртуальных экскурсий, участие детей в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах по информатике и ИКТ, обучение учащихся по наиболее востребованным программам и получение специальности (например, мультимедийная обработка видео- и звуковой информации, оператор ЭВМ и так далее), сертификация компьютерной компетентности на основе международных стандартов. Внедрение единого стандарта компьютерной грамотности позволило бы оптимизировать инвестиции в аппаратное обеспечение. Нет нужды покупать всем самые совершенные компьютеры, ведь коэффициент полезного их использования в лучшем случае составляет 20% (а обновлять их нужно раз в два года) плюс затраты на их обслуживание. Получается, что 80% инвестиций быстро амортизируются и уходят в песок. Лучше реинвестировать часть средств в обучение и сертификацию педагогических работников, получатся те же деньги, но с гораздо большей отдачей. Сертификация также позволила бы повысить эффективность использования ресурсов, создать универсальный стандарт знаний и подтвердить компетентность педагогических работников.

Создание новой среды общения и взаимодействия учителей, учащихся и родителей - это выпуск и рассылка школьных электронных газет для родителей и учащихся, организация дистанционной психологической помощи семье и ученику на сайте образовательного учреждения (например, «Психолог отвечает»), маркетинговые исследования образовательных потребностей, использование элементов дистанционного обучения для одаренных детей и для учащихся, пропустивших занятия по болезни, публикация отчетов о деятельности образовательного учреждения, попечительского и управляющего советов и так далее на сайтах школ.

Профессиональное развитие педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области применения ИКТ возможно при участии педагогов в проекте НФПК «Апробация ЦОР нового поколения», достижении стопроцентной обученности основам компьютерной грамотности и сертификации, участии в различных конкурсах в области информационных технологий, обучении использованию нового цифрового оборудования, отработке методик создания и использования виртуальных экскурсий, музеев, выставок, архивов, утверждении квалификационных требований к уровню владения ИКТ и включении их в должностные обязанности педагогических работников.

Развитие пространства социального партнерства предполагает телекоммуникационную поддержку взаимодействия с другими образовательными учреждениями округа, города; создание консалтинговой службы на базе образовательного учреждения по внедрению и использованию ИКТ; организацию информационного наполнения, обновления материалов школьных сайтов для информирования всех заинтересованных лиц и потенциальных партнеров о жизни школы, образовательных проектах, дополнительных образовательных услугах, использование ИКТ-ресурсов для привлечения благотворителей.

Информационно-технологический компонент в свою очередь состоит из следующих блоков:

Применение ИКТ в образовательном процессе - перевод профориентационной психолого-педагогической диагностики в ИКТ-режим, создание электронного журнала детского творчества, авторских журналов и электронной библиотеки НИР учащихся и педагогов, разработка методик использования нового цифрового оборудования и создания на их основе образовательных продуктов, разработка электронных учебных профильных спецкурсов, практикумов и электронных контрольно-измерительных материалов по всем предметам школьного курса, организация электронных библиотек учебных материалов.

ИКТ-поддержка проектно-исследовательской деятельности.

Использование информационных технологий в управленческом процессе предполагает апробацию и целесообразное внедрение программ административного назначения (АУП, бухгалтерия, отдел кадров и так далее), поэтапное внедрение информационных систем «Школьный офис», АИС «Управление образованием», работу с базой данных «Всеобуч», разработку и утверждение документации по ИКТ-работе, должностных инструкций и квалификационных требований, формирование информационных микросред в структурных подразделениях школ, управления образования.

Дальнейшая эффективность развития процесса информатизации в образовательных учреждениях будет сведена к минимуму или даже к нулю, если мы не начнем создавать школьные информационные службы. Это одна из основных задач на новый учебный год. Цель создания такой службы - построение оптимальной технологии обработки и использования информации, а одной из основных ее задач должно стать создание условий для мотивации педагогических работников к использованию новых информационных технологий для самореализации, креативного роста. Возможная структура такой службы может выглядеть так: заместитель директора по информационным технологиям, учитель информатики, библиотекарь, инженер (системный администратор), лаборант (техник).

Проанализировав нашу работу за последнее время, мы, конечно же, определили все те риски, которые возможны при активном внедрении информационных технологий. До сих пор не определено, что такое «новое качество» образования, для достижения которого внедряются ИКТ, налицо дефицит кадрового обеспечения (нет ставок заместителя директора по информатизации, системных администраторов, лаборантов, дизайнеров и так далее), возможен кризис недоверия к ИКТ в сознании учителей. Учитывая все возможные риски, решая проблемы, мы идем дальше.

ИКТ формирует новое мышление, вот только знаем ли мы, какое?