Статфакт

1 сентября 2006 года школы округа приняли 9896 первоклассников. В блоках дополнительного образования занимаются около 134 тысяч детей, более 25500 учеников будут охвачены группами продленного дня.

Для максимального использования спортивных школьных площадок на их месте осуществляется строительство 8 межшкольных стадионов. На проведение данной работы из целевого бюджетного фонда развития территории округа выделено 84 миллиона рублей. В спортивных секциях округа занимаются около 39 тысяч детей и подростков. Проводится работа по бесплатному обучению плаванию более 11 тысяч пятиклассников. На это выделено 1 миллион 772 тысячи рублей.

В учреждениях образования округа осуществляется:

- бесплатное одноразовое питание 1-4-х классов (завтрак) - 22,7 тысячи детей на сумму 77,3 миллиона рублей;

- бесплатное двухразовое питание учащихся из многодетных и социально незащищенных семей - 38,6 тысячи детей на сумму 395,4 миллиона рублей.

В школах округа работают 8189 учителей и 605 воспитателей групп продленного дня. В новом учебном году в школы пришли 250 выпускников педагогических вузов Москвы.

- Нина Григорьевна, каковы, на ваш взгляд, отличительные черты или особенности Южного учебного округа? По каким показателям вы опережаете соседей?

- Экономика образования в Москве в последнее время бурно развивается. Несколько лет назад мы действительно чуть опережали в экономическом плане другие учебные округа, но постепенно ситуация выравнивается. Сегодня приятно осознавать, что пути, избранные 10 лет, назад оказались правильными. Московское образование сильно тем, что у каждого административного округа есть свое лицо. Мы, может быть, ближе других подошли к самостоятельности образовательных учреждений как полноценных юридических лиц. В условиях самостоятельного баланса, в условиях, которые диктует экономика образования, наши учреждения работают уже давно. Для нас переход на нормативное финансирование не стал неожиданностью.

За последние годы мы сделали заметный шаг в развитии системы дополнительного образования. Дело в том, что модель развития выбирает непосредственно округ исходя из своих условий. Возьмем, к примеру, Восточный округ Москвы. Там учреждения дополнительного образования размещаются в отдельных зданиях. У нас же исторически сложилось иначе. 15 лет назад Южный округ был сформирован из территорий, где не было самостоятельных учреждений дополнительного образования. Нам их никто и не строил. Следовательно, необходимо было создавать свою модель: где и чем занимать детей во второй половине дня. Последние 10 лет наш округ мощно работал в этом направлении в общеобразовательных школах. Это позволило нам несколько месяцев назад обобщить накопленный опыт на коллегии Департамента образования и сделать его достоянием всей Москвы.

Еще одна отличительная черта нашего учебного округа - это занятия во внеурочное время с детьми физической культурой и спортом. Это заслуживает особого внимания. И дело не только в результативности. Мы неоднократные победители спартакиады школьников Москвы. Но дело не в чемпионстве. У нас действует налаженная система, позволяющая охватить максимальное количество детей.

В Южном округе ширится движение по созданию института уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Сегодня они действуют в 52 школах. Уполномоченный избирается тайным голосованием, это, конечно, учитель, который хорошо знает школу. Я всеми силами поддерживаю это начинание. Работа уполномоченного по правам - очень серьезный труд, требующий много личного времени, затраты физических сил. Люди, которые удостаиваются чести быть избранными уполномоченными по правам участников образовательного процесса, получают хорошую доплату от окружного управления.

С моей точки зрения, в последние годы мы идем правильным путем. Это касается и методической работы. Заметно трансформировались функции окружного методического центра. В ходе аттестации учреждений выявлялись слабые места в работе наших школ, мы вводили институт общественных методистов, освобождая людей от основной нагрузки. Мы выбирали на должность общественного методиста самого опытного учителя, сохраняя ему двойную зарплату, чтобы он мог работать 18 часов как предметник, 9 часов как методист именно в том направлении, которое выявилось в ходе аттестации как неудовлетворительное. Например, слабые знания учеников по тому или иному предмету. Необходимо найти причину, помочь разобраться и выправить ситуацию. Для этого и создан институт общественных методистов.

- Я слышал, что в ЮАО создана виртуальная школа «Синергия». Что это такое и чем она занимается?

- Виртуальная школа работает уже второй год. Учиться в ней имеет право каждый первоклассник. Я глубоко убеждена, что за этим будущее. Почему? Потому что это попытка соединить в учебном процессе ребенка, родителя и педагога. Первый год работы «Синергии» выявил очень серьезную проблему, над которой необходимо работать повсеместно. Вы знаете, родителей, которые желают вникать в проблемы ребенка, связанные с учебой, оказалось примерно треть. Остальные готовы заплатить деньги, лишь бы только решение этих проблем оставалось за школой и за учителем. Виртуальная школа «Синергия» дает возможность родителю ежедневно быть в курсе тех событий, которые происходят с ребенком. Общаясь с учителем через компьютер, родитель может узнать, например, чем сегодня кормили ребенка, какую прививку ему сделали, как ученик чувствовал себя на уроке.

- В Южном учебном округе действует молодежный клуб «Малая академия управления». Какие задачи он преследует?

- Мне кажется, развитие детского самоуправления в последние годы выявило достаточно интересную ситуацию, которая наблюдается среди московских старшеклассников. Дети не равнодушны к тому, что происходит в городе, что творится в стране. В их среде формируются лидерские группы. И вот эту отличительную особенность современности нам в округе, как мне кажется, удалось уловить. Мы бросили клич через местную молодежную газету, кто из школьников готов заниматься в академии управления и в будущем быть ориентированным на работу в структурах исполнительной власти, хочет работать с населением, помогать ему. В академию записались 1100 старшеклассников. В этом году мы сделали первый выпуск. 26 выпускникам префект Петр Павлович Бирюков дал направление в вузы, связанные с системой управления Москвы. Эти ребята были очень активны, привлекались к подготовке вопросов на коллегии префектуры, работали с населением, собирали материал, писали справки, делали обобщения, принимали участие в общественных дискуссиях, выездных лагерях. Детям не хватает общения в школе, они не могут в ее стенах получить ответы на многие вопросы. Когда мы спрашивали старшеклассников, что им дало общение в молодежном клубе, они отвечали, что находили здесь ответы на интересующие вопросы, связанные с общественной жизнью. Детей здесь могли выслушать, взрослые к ним относились с большим уважением.

- Расскажите о новой должности заместителя директора школы по экономике и правовым вопросам. Она введена во всех учебных заведениях?

- Да, заместитель директора по экономике есть в каждой школе округа. Мы первыми начали работать в этом направлении. Мы обучаем людей в городском педагогическом университете на кафедре экономики. Если меня спросят, может ли сегодня школа обойтись без заместителя директора по экономике, я отвечу, что, конечно, может, но при одном условии - директор должен быть в этом вопросе докой. Руководитель должен досконально знать все пути движения финансов, всю бухгалтерскую кухню учебного заведения. Когда мы начинали восемь лет назад вводить в школах заместителей по экономической части, то привлекали на эту должность профессиональных экономистов. С января 2006 года все школы перешли на нормативное финансирование, каждое учебное заведение само для себя решает, сколько ему заместителей нужно и по каким вопросам.

- Что вы думаете по поводу повышения квалификации учителей? Можно придумать здесь что-то новое?

- В решение этого вопроса, мне кажется, необходимо вносить коррективы с учетом веяния времени. Базой для повышения квалификации педагогов можно сделать школу. Это даст не меньшую пользу, чем лекции в институте усовершенствования учителей. Потому что есть такие педагогические коллективы, во главе которых стоят необычайно талантливые люди. Некоторые школы, гимназии, центры образования вполне могут стать той методической базой, где можно было бы вести подготовку и переподготовку педагогических кадров.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный директор московской школы?

- Я вспоминаю годы, когда сама начинала работать директором школы. Сегодня московская школа уже далеко не та, что была 20 лет назад. Современный директор в первую очередь должен быть менеджером. Он должен создавать условия для эффективной работы педагогического, ученического и родительского сообщества. И этого менеджера нужно найти, воспитать, подготовить. Я считаю, что основная функция окружного управления образования - именно найти такой талант, всесторонне его подготовить. Это должен быть человек, преданный школе, живущий ее интересами, но и уважающий старые педагогические традиции.

- Есть случаи, когда директора из провинциальных школ работают в Москве. Справляются ли они со своими обязанностями, ведь столичная школа отличается от школы в глубинке России?

- Мы принимали людей с распростертыми объятиями, но, к сожалению, ни один директор, приехавший из провинции, не состоялся как руководитель московской школы. Это, конечно, грустно. Мы доверяли людям со званиями и титулами. Но я вынуждена была просить их освободить место, потому что они не могли сориентироваться в масштабах мегаполиса, не совладали с ритмом столичной жизни. Люди теряли доверие, от этого страдали дети, родители, учителя.

- Какие экономические и хозяйственные проблемы в этом году решены и над чем еще предстоит работать?

- Сегодня в Москве мы должны ответить на вопрос: у нас есть нормативное финансирование или нет? Переходного периода у нас не было, мы сразу ушли в норматив. Сегодня само понятие нормативного финансирования требует очень серьезной корректировки. Или мы получаем деньги по нормативу на бюджетный год, или мы больше не говорим о том, что у нас есть нормативное финансирование. Цена пребывания и обучения одного ребенка в общеобразовательной школе составляет 26 тысяч рублей. Эту цифру я должна умножить на количество детей и получить бюджет на год. На 2007 год бюджета нет. Сказать с уверенностью, что в следующем году мы будем работать по нормативному финансированию, я не могу. Мне дали контрольные цифры бюджета, которые не соответствуют реалиям.

- Управляющие советы существуют в каждой школе Южного учебного округа?

- Нет. Как вы знаете, в шести регионах России проходит эксперимент в этом направлении. Наш округ представляет Москву. Мой советник по экономическим и финансовым вопросам отвечает за ведение эксперимента. Сегодня в Южном округе управляющие советы действуют в 17 школах. Еще 40 школ сейчас готовятся к избранию управляющих советов. Где сегодня, на мой взгляд, происходит неразбериха, в чем мы запутались? Возьмем материалы последнего Госсовета, касающиеся образования. Я их внимательно просмотрела. В материалах Госсовета записано, что школа сегодня идет по пути общественно-государственного управления, развивая его, имея попечительский совет или управляющий совет. Мое глубокое убеждение после нескольких лет работы в этом направлении, что управляющий совет и попечительский совет - это разные вещи. Директора школ четко знают, в чем разница. Меня часто спрашивают: в каждой школе должен быть управляющий совет или нет? Вы знаете, даже не каждая школа может дорасти до того, чтобы появилась эта потребность. Но сдерживать школы, которые развиваются и подходят к этому рубежу, мы не имеем права. Мы обязаны создавать условия для управляющих советов. Один директор не может распоряжаться финансовыми средствами. Сегодня нужен общественно-государственный контроль. А попечительский совет не может быть контролирующим органом. В этом году мы впервые чествовали руководителей управляющих советов, выбранных из числа родителей. Но это не значит, что завтра во всех 182 школах ЮАО будут управляющие советы. К этому должно подвести естественное развитие школы.

- В Москве наблюдается небольшой демографический всплеск. Как у вас обстоят дела с местами в дошкольных образовательных учреждениях? Есть ли их дефицит?

- В целях обеспечения реализации конституционного права и равных возможностей детей на получение дошкольного образования нашим управлением совместно с префектурой подготовлена программа по увеличению числа мест в детских садах, создана специальная комиссия. Особенно это касается районов Нагорный и Нагатинский Затон. На средства городского бюджета (около 38 миллионов рублей) будет дополнительно открыто 76 групп на 1520 мест. На средства Целевого бюджетного фонда развития территории (ЦБФРТ) округа (более 15 миллионов рублей) в 10 ДОУ будет открыто 16 групп на 315 мест. В целях расширения сети дошкольных учреждений осуществлены снос и строительство пяти новых детских садов на 910 мест. На всех объектах ведутся работы, выводится нулевой цикл. Также новые детские сады в скором времени появятся в районе массовой жилой застройки Чертаново Южное и в районе Москворечье - Сабурово. В настоящее время префектурой согласован проект распоряжения правительства Москвы «О передаче дошкольных образовательных учреждений ГУВД города Москвы в систему Департамента образования», в соответствии с которым Южному учебному округу будут переданы два детских сада (Ореховый бульвар и улица Мусы Джалиля).

- Сегодня много говорится о безопасности образовательных учреждений. Как с этим обстоят дела в вашем округе?

- Охрана организована во всех 504 образовательных учреждениях округа. Установлены кнопки экстренного вызова милиции, дублирующий приемный центр сигналов, поступающих в ОВД. В 4 школах действуют системы видеонаблюдения. В школах есть портативные переносные металлообнаружители. На базе частных охранных предприятий созданы подвижные группы быстрого реагирования. На сайте округа размещены руководящие документы, инструкции, методические рекомендации по обеспечению безопасности и противодействию терроризму. Но безопасность школы в моем понимании - это не только охранник с дубинкой, тревожная кнопка, противопожарная система и крепкий забор. Мы смотрим на эту проблему комплексно. Когда мы говорим о комплексной безопасности школы, то речь идет не только об охране, видеонаблюдении, но и об экологической, психологической безопасности ребенка. Но это тема для более конкретного разговора.

- В Южном округе много делают в плане развития информационных технологий. Что нового намечается в этом направлении?

- У нас действует программа «Электронный учебный округ 2006-07». Во всех образовательных учреждениях функционирует электронная почта. Создаются школьные сайты и размещаются в интернете. Официальный сайт должен стать визитной карточкой школы. Благодаря информации, которая будет расположена на сайте, все желающие, в том числе родители учеников, получат возможность оценить образовательный потенциал школы. Еще одно направление - создание «Школьной информационной службы». Ее цель - построение оптимальной технологии обработки и использования информации. В новом учебном году это одно из приоритетных направлений развития в области информационных технологий. Одной из основных задач школьной информационной службы должно стать создание условий для мотивации педагогических работников, их самореализации и профессионального роста.