Историческое время, в котором существует человеческая цивилизация, занимает меньше секунды в истории Земли. Все хорошее, что было создано на планете, было сделано не нами и даже без нас. Наша цивилизация уходит своими корнями в природу, и именно природа наложила отпечаток на человеческую культуру, оказала влияние на все творения искусства и научные свершения. Так имеем ли мы право разрушать то, что нам не под силу создать самим?! Наша биологическая неграмотность проявляется в высшей степени, когда мы говорим: «Человек - царь природы!» Антропоцентризм возник, конечно же, не случайно - среди живых существ на планете только человек обладает разумом. Утверждению антропоцентризма в умах способствовали и многие выдающиеся люди. Белинский писал: «Природа - вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе человек». Горький утверждал: «Человек - это звучит гордо!», а Фердоуси был уверен: «В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем». Вроде бы все правильно, но позитивное эмоциональное отношение к антропоцентризму резко изменяется, если вспомнить, что любое центрирование (эгоизм, национализм, империализм) воспринимается нами как отрицательное проявление, приводящее к дискриминации биологических видов. 28 октября 1982 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы. Золотыми буквами на четырех колоннах здания ЮНЕСКО в Найроби выбиты слова: «Человечество - часть природы, и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем - источника энергии и питательных веществ» и еще: «Генетическая основа жизни на земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, по крайней мере, на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания; необходимые для это среды обитания следует сохранять». Таким образом, так же, как сегодня активно защищаются естественные права человека, провозглашенные Декларацией прав человека, мы должны последовательно защищать и права природы. По мнению Комиссии по биологическому образованию при ЮНЕСКО, назрела необходимость введения нового предмета - интегративной биологии. Основная ее задача - формирование междисциплинарного системного подхода, ликвидация биологической неграмотности, развитие биоцентрического мышления, нравственного отношения к природе и ответственности за принятие решений.