Я никогда не практиковал сбора больших сумм с родителей, но это не значит, что они нам не помогают: оказывают определенную помощь - по 150 рублей в год. Такое решение мы приняли на родительском комитете школы. Два года назад сумма была меньше - 100 рублей. Эти деньги мы не тратим ни на ремонт, ни на швабры, ни на тряпки - только на оборудование, на укрепление материально-технической базы учебного процесса. Мы обновляем наш библиотечный фонд, приобретаем оборудование для кабинетов физики, химии и начальной школы. Покупаем хорошие телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели и так далее. Деньги сдают не все родители. Если они не могут - я не настаиваю, наоборот, мы взяли курс на то, что школа должна зарабатывать деньги сама. И на этом стоим уже 10 лет.

Буквально с первых дней мы открыли свой расчетный счет в банке. В Законе «Об образовании» написано, что школа может иметь свой расчетный счет. Поэтому я пошел в банк и спросил, как открыть счет. Мне дали перечень документов: соберете, мы вам его откроем. Это было в 1996 году. И на счет стали поступать доходы от нашей внебюджетной деятельности.

Из чего складывается внебюджетка? У нас есть небольшая аренда, дополнительно работают секции, и проводятся занятия в спортивном зале. Стабильный доход - от сдачи в аренду школьной теплицы.

Еще один источник пополнения внебюджетных средств - это наш плавательный бассейн. В выходные дни и вечером используем его в физкультурно-оздоровительных целях и с пользой для школы. Плавают как дети, так и взрослые, живущие в нашем микрорайоне.

Но в прошлом году у нас возникла нештатная ситуация: вышли из строя фильтры, нарушилась система очистки воды. Все-таки 10 лет проработал бассейн. Что делать? Естественно, на ремонт деньги школе выделялись, но к тому времени, когда потребовалось ремонтировать бассейн, средства уже были освоены, а дополнительных никто не давал.

И тогда я решил взять кредит. В уставе и законе написано, что я, как директор школы, могу взять на школу кредит. Но обязательно с разрешения учредителя. После разговора в администрации города кредит взять разрешили, но надо было договориться с банком. Однако ни один банк не дал мне кредита. Сказали так: мы с бюджетными организациями дела не имеем.

И тогда я пошел по другому пути. Сначала поинтересовался у учредителя, могу ли я, как директор школы, как юридическое лицо, взять займ у частного лица? В принципе по закону это разрешается. Я попросил выдать мне разрешение в письменной форме и получил его. В нем было сказано, что мне, директору такому-то школы такой-то, разрешается взять займ у частного лица и произвести расчет по этому займу за счет внебюджетных выплат. Именно не из бюджета, а за счет школьной внебюджетки.

После этого я иду в банк и оформляю на себя кредит. Я, Минаков Вячеслав Васильевич, беру кредит в 250 тысяч рублей, заключаю договор со школой №1 и даю ей в долг деньги. Эти деньги перечисляются организации, и она выполняет для нас работу - ремонтирует систему очистки бассейна. Ремонт завершается в короткие сроки, бассейн начинает работать, и мы в течение года каждый месяц, начиная с октября, вносим по 30 тысяч в счет погашения кредита. Всего сделали 9 платежей. Брал я кредит на пять лет, вид кредитования - «на личные нужды». Но я сразу сказал, что погасим мы его за год.

Я выступал перед директорами школ города - делился своим опытом. Надеюсь, кому-нибудь такой вариант может оказаться полезен. Сегодня школьному директору нелегко, часто приходится стоять с протянутой рукой. Собирать все время с родителей неправильно, совсем другое дело, когда сам заработал и рассчитался.

Мы вложили средства в бассейн, и это себя оправдало. Он действительно дает нам определенную прибыль. Плата за посещение в вечернее время чуть меньше, чем в городских бассейнах, и пусть прибыли не хватило, чтобы сделать ремонт сразу, но постепенно мы смогли рассчитаться. На сегодня мы - единственная школа в городе, которая взяла кредит в Сбербанке и сумела его погасить.

Вячеслав МИНАКОВ, директор воронежской школы №1