- Григорий Артемович, а почему Год России стартовал именно в Китае?

- Причин много. Китайская Народная Республика стала первым государством, заключившим сразу после распада СССР соглашение с Россией о сотрудничестве в области образования. Сегодня Китай - единственная страна-партнер, с которой вопросы сотрудничества в гуманитарной сфере обсуждаются и решаются во взаимодействии и на постоянной основе специальной совместной комиссией под председательством вице-премьеров двух государств. У нас очень тесные образовательные связи: обмен учащимися, студентами, аспирантами и научно-педагогическими работниками, проекты по созданию совместных аспирантур, изучению и преподаванию русского языка. Кроме того, Китай для российских учебных заведений не только достойный партнер взаимовыгодного сотрудничества в области образования, но и перспективный рынок для экспорта наших образовательных услуг.

Год России в Китае - возможность не только продемонстрировать стратегическое партнерство двух стран, но и укрепить взаимное доверие, расширить взаимодействие во всех сферах. Поэтому мероприятия, которые проводятся в рамках Года, так разнообразны и затрагивают гуманитарную, торгово-экономическую, научно-техническую, общественно-политическую и военную области двустороннего сотрудничества.

Старт Году дал Президент Владимир Путин, а оргкомитет работает под председательством первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. В состав оргкомитета вошел 31 представитель от 28 министерств, ведомств и организаций России. Систему образования в оргкомитете вместе со мной представляет ректор МГУ Виктор Садовничий.

- Год России в Китае - крупномасштабная акция, так много людей из двух стран принимают участие в фестивалях, конкурсах и выставках. Какие мероприятия вы бы особенно отметили?

- В марте в Пекине, Ханчжоу и Шэньчжене прошел Российско-китайский фестиваль студенческой молодежи. Фестиваль - это всегда праздник с замечательным концертом, который готовят студенты двух стран, экскурсионной программой. Нашлось время у молодежи и для дискуссий, и внимательного знакомства с системой образования в китайской высшей школе: они побывали в Пекинском, Чжецзянском и Шэньчженском университетах.

Мне особенно запомнился конкурс на лучшее знание русского языка среди китайских учащихся, который состоялся в июле в городе Даляне. Этому мероприятию предшествовали региональные состязания китайских ребят, изучающих русский язык. А в заключительном этапе участвовали победители. Я приветствовал детей от имени российской делегации и был очень тронут проявлением их чувств искренней любви к нашей стране, к русскому языку и литературе.

В феврале пятьдесят школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода побывали в зимнем оздоровительном лагере в Пекине и провинции Хайнань. Отдых, спорт, художественная самодеятельность, встречи со сверстниками и даже с руководством департамента международного образования и обменов министерства образования КНР - все это хорошая возможность лучше узнать культуру и историю наших стран, найти новых друзей и завязать контакты между образовательными учреждениями.

Кстати, такой обмен школьниками стал уже традиционным. С 2001 года группы ребят попеременно приезжают на отдых в оздоровительные лагеря двух стран.

- А какие мероприятия будут завершать Год России в Китае?

- Думаю, очень важной для нас будет октябрьская конференция в Пекине «Совершенствование методики преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории». Проведение этого мероприятия с привлечением большого числа ведущих ученых и специалистов-русистов двух стран станет хорошим вкладом в дело распространения русского языка в Китае. Подобную конференцию, но уже по проблемам китайского языка, мы планируем провести в России в 2007 году.

В октябре состоится и выставка образовательных услуг отечественных вузов «Российские университеты в III тысячелетии». Собственно, наша экспозиция займет центральное место на международной выставке «Китайское образование Экспо-2006». Мы представим пятьдесят вузов страны и, конечно, расскажем на выставке об основных тенденциях в российском образовании: национальном проекте, государственной политике в области подготовки специалистов для зарубежных стран, развитии гуманитарного и технического образования, условиях проживания студентов и даже о том, как они смогут проводить досуг, обучаясь в нашей стране. За время работы выставку посетят десятки тысяч человек, включая представителей органов власти и местного самоуправления Китая, руководителей учебных заведений и бизнес-элиты. Такое серьезное мероприятие дает участникам уникальную возможность представить себя и свою продукцию на китайском рынке образования, завязать деловые контакты с потенциальными партнерами из Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Параллельно с выставкой пройдет и Форум ректоров ведущих вузов России и Китая.

- Григорий Артемович, а каковы, на ваш взгляд, итоги такого сотрудничества?

- Уже в этом учебном году запланировано увеличение численности обучающихся в вузах России и Китая до 300 человек с каждой стороны. Будут выделяться дополнительные стипендии из федерального бюджета на обучение китайских граждан в российских образовательных учреждениях. Продолжится подготовка магистров и докторов наук в совместных аспирантурах МГУ им. М.В.Ломоносова и Пекинского университета, Дальневосточного госуниверситета и Совместного института по подготовке магистров и аспирантов Хэйлунцзянского университета. Будем работать и над проектом совместной подготовки бакалавров. В нем уже приняли участие более 300 человек.

Наконец, в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке появятся институты Конфуция, где будет изучаться китайский язык, так же как сегодня изучается русский в специальных центрах Пекинского и Шанхайского университетов иностранных языков и Хэйлунцзянском университете. Результатом нашего сотрудничества должна стать и реализация проекта, предусматривающего создание совместного высшего учебного заведения.

- В 2007-м страны поменяются местами и стартует уже Год Китая в России...

- ...И мы к нему готовимся основательно и заранее. Для нас очень важно, чтобы дружественные связи между народами обоих государств крепли и развивались. Поэтому запланированные мероприятия охватывают практически весь спектр российско-китайских связей, в том числе в образовательной сфере. Во многом они повторятся, но уже на российской земле.

Кто отвечает за сотрудничество

Сотрудничество с Китаем в области образования началось в 1948 году, за год до образования КНР. До 1966 года в СССР было подготовлено около 25 тысяч китайских специалистов, многие из них занимают сегодня в КНР высокие государственные должности. Затем сотрудничество прервалось и возобновилось только в 1983 году.

Успешному развитию современных российско-китайских отношений способствовало подписание в июле 2001 года двустороннего межгосударственного Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Годом раньше - в декабре 2000-го - начала свою работу Российско-китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Российскую часть комиссии возглавляет заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков, а китайскую - член Госсовета КНР госпожа Чэнь Чжили. В рамках этой комиссии создана и работает подкомиссия по сотрудничеству в области образования. Российскую часть подкомиссии возглавляет руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, а заместитель министра образования КНР господин Чжан Синьшэн является председателем китайской части подкомиссии. На заседаниях комиссии и подкомиссии выстраивается стратегия сотрудничества, принимаются и реализуются на практике важные решения в области образования двух стран.