Держать интригу!

Незнайкина корзинка

Само оформление класса словно готовит ребят к теме, которая будет озвучена на уроке. Осень вступила в свои права. Она рассеяна мелкой листвой на стенах, повисла каплями дождя на окнах. И на партах в аккуратных тарелочках собран пока еще незнакомый ребятам осенний урожай. В этом - главная интрига урока.

Итак, как и положено, в дождливую осеннюю пору все начинается с прелюдии.

Ирина Борисовна спрашивает у ребят, какая осень за окном: ранняя или поздняя?

Кто-то уверенно отвечает:

- Ранняя.

- Как это определить?

- Листья еще зеленые. И сентябрь - первый осенний месяц.

Чтобы вспомнить и перечислить признаки осенней поры, учительница предлагает детям своеобразную игру. Бросая мяч ученику, она ждет от него ответа, после чего мяч летит к следующему желающему.

- Осенью...

- Опадают листья!

- Дни стали короче!

- Трава пожухлая, сухая!

- Похолодало!

- Птицы улетают на юг!

- Прячутся жуки!

- Чаще идут дожди!

- Урожай поспевает!

- Солнце стоит низко над горизонтом!

- Листва меняет цвет!

- По утрам туманно!

- Действительно, вы назвали все признаки осени. Кроме того, я услышала один очень важный признак - осенью поспевает урожай. Летом все растет, набирает силу, а осенью люди собирают урожай. Кто собирал урожай?

Ребята начинают вспоминать, как на даче с бабушкой или родителями лакомились садово-огородной вкуснятиной и складывали ее в ведра и корзины.

После веселых рассказов наступает время повторения. Теперь важно вспомнить, что такое плод.

- В плоде есть косточки!

- Правильно, а как они называются по-другому?

- Семена! Их может быть много в плоде, а может быть одно!

- Приведите, пожалуйста, примеры, где в плоде много семян или одно семечко.

Ребята выбирают арбуз и сливу.

Однако одного признака плода Ирине Борисовне мало, она просит ребят назвать еще один, не менее важный. Слышится ответ:

- Плод родился из цветка.

- Верно, отцвело растение, и на месте цветения появился плод. А сейчас подскажем Незнайке, правильно ли он собрал урожай из плодов?

Из недр учительского стола возникает новый персонаж - Незнайка с полной корзиной. Задача ребят - определить, что у него в закромах плод, а что не плод. Если ребята узнают плод, они хлопают в ладоши, если нет - молчат. Прежние знания оказываются хорошо отложившимися, поскольку дети практически все плоды определяют правильно. Затруднения вызывает только картофель и горький перец. После того как учительница раскрывает семена перца, ребята относят его к плоду.

Затем Ирина Борисовна предлагает разгадать кроссворд, где ключевым словом выступает «осень». Зашифрованные в загадках плоды: горох, апельсин, орех, вишня, желудь ребята помещают в свободные клеточки своих «осенних» конспектов. Кстати сказать, попутно проверяются их знания по русскому языку. Слово «желудь», например, требует проверочного слова «желуди» для того, чтобы не ошибиться в написании звонкой согласной «д».

Далее Ирина Борисовна дает ребятам несколько минут для самостоятельной работы в конспекте. Названия сухих плодов из составленного кроссворда они раскрашивают синим цветом, названия сочных - красным. После этого меняются работами и проверяют старания соседа. Если их мнения совпадают, вверх тянутся две совмещенные ладошки. Работа в паре так нравится ребятам, что она плавно перетекает в тревогу за коллектив, то есть за свой ряд.

Постепенно усиливая интригу, Ирина Борисовна говорит:

- Сегодня мы узнаем про плоды и семена интересные вещи. И проведем для этого большую практическую работу: заполним таблицу, где в одной графе запишем названия растений, а в другой графе - каким способом эти растения могут расселяться. Мы уже знаем, что в каждом плоде есть семена. А какую роль они играют в жизни растения?

Ребята отвечают:

- Это их продолжение.

- Верно. Семена - это дети растения, такие же дети, как вы у ваших родителей. Представьте, сколько желудей у дуба. Очень много! Если все они упадут рядом с ним, хватит ли места вырасти новым дубкам? Конечно, нет. Поэтому матушке-природе пришлось позаботиться об их расселении.

Замечательные

«ох» и «ах»

В краткую минуту отдыха ребята тянутся к солнышку, а потом подвигают к себе тарелочки с плодами. Первый плод, о котором учительница предлагает поговорить, - желудь. Вместе с ребятами она уточняет, что он растет на дубе, и задает вопрос: кто же помогает его путешествиям?

- Наверное, тот, кто питается плодами дуба. Кто это?

Дети перечисляют:

- Белка.

- Кабан.

- Мышь.

- Действительно, но есть еще одна интересная птичка - сойка, которая тоже способствует расселению дуба. Она прячет желуди по всему лесу про запас, а зимой их поедает. Конечно, не все плоды она найдет, и подо мхом прорастают весной новые деревца. Таким же образом расселяется орешник.

Занеся данные в свои таблицы, ребята рассматривают плоды ясеня, липы. Отмечают, что они очень легкие. Удивляются, что природа придумала для защиты семян этих деревьев так называемые крылатки. Крылышки, которые помогают семечку парить и улетать далеко от маминого дерева.

- Как вы думаете, кто является лучшим попутчиком для этих семечек? - спрашивает учительница.

- Ветер! - догадываются дети и с восторгом вспоминают, что одуванчику, например, крылатки заменяет парашютик.

После этого наступает время для сочных плодов: рябины, шиповника. Помимо плодов, предложенных учительницей, дети вспоминают такие растения, как калина, малина, боярышник.

- Сочные плоды поедают многие животные. Они же и помогают им распространяться. Как? Поедая плод, животное может съесть ягодку целиком. Мякоть переварится, а семечко останется. Птицы выбрасывают семечки вместе с пометом. Поэтому они не только расселяют, но еще и удобряют семечко.

Еще один способ расселения - при помощи воды. Для этого Ирина Борисовна просит ребят рассмотреть плоды ольхи и вербы. Эти растения любят селиться по берегам рек, озер. Плод созревает, раскрывается, и семечко падает в воду. Там, где оно прибьется к берегу, вырастет новое деревце.

Здесь ребят ждет маленький эксперимент. В чашу с водой бросается семечко ольхи. Все убеждаются, что оно не тонет. Еще больший восторг вызывает рассказ Ирины Борисовны о том, что кокосовая пальма использует тот же способ расселения, что и ольха с вербой. Кокосовые орехи тоже падают в воду.

- Они же тяжелые! Утонут! - не верят дети.

Ирина Борисовна под изумленными взорами детей достает кокосовый орех и опускает в воду. Кокосовый орех легко качается на волнах. Дети ахают.

Последними плодами в тарелочке оказываются плоды репейника и череды.

- Соплодия репейника имеют особые приспособления: колючки и зацепки. Кто помогает ему распространяться?

- Ветер! - предполагает какой-то смельчак.

- Разве к ветру можно прицепиться?

Поняв ошибку предыдущего отвечающего, следующий ученик говорит:

- Люди! Звери!

- Верно.

Для закрепления только что узнанного ребята просматривают фрагмент фильма, где уже в красках и в действии показано путешествие семечек растений.

В конце урока один маленький мальчик, собираясь на переменку, с выражением выкрикивает:

- Ах, так много узнал о растениях!

- Именно это «ах» для меня сегодня очень важно, - делится впечатлением от урока Ирина Борисовна. - «Ох» и «ах» - главные показатели того, что интрига выдержана, открытие совершено и тема интересна ребенку. Когда пойдет отработка, а на данную тему отводится два урока, будет менее занимательно, но впечатление все же останется. К тому же очень важно, что ребята сегодня все потрогали, многое увидели. Они хорошо и активно работали, и это замечательно на уроке, где дается избыточная информация, где масса наглядности. Не менее интересным будет у них и домашнее задание: придумать сказочную историю о любом растении-путешественнике.

- Есть ли сложность в подготовке такого предметного урока?

- Важно все скоординировать, организовать участие ребят. Допустим, Петя собирает желуди, Олег - репейник. Еще сложнее держать интригу, подогревать интерес. Правда, есть еще один трудновыполнимый нюанс...- интригующе смотрит Ирина Борисовна.

- Какой?

- Кокосовых орехов в продаже нет! - смеется учительница.

Санкт-Петербург