Самые лучшие уроки, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свое мнение. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие им понравилось, что они ждут следующего с нетерпением.

Очень часто урок строится совсем по иному сценарию, который я тщательно продумала. Изучаем Есенина, Блока, Маяковского. Конечно, я требую чтения наизусть. И вдруг подходит ученица, ответившая все, и говорит: «Можно я вам почитаю Блока, не на оценку, мне очень нравится». В девятом была тема: «Шинель» Н.Гоголя. Заготовлен план урока. Он начинается, и вдруг... я вижу на столе у учеников издание этой повести 195... года. Книга - огромная. А в книге - иллюстрации с подписью «Кукрыниксы». Разговор пошел по-другому. Иллюстрации очень помогли нам.

Одиннадцатиклассникам я предложила провести урок по творчеству Талькова. Недоумение в глазах. Середина сентября. Напоминаю. Прошу: «Подумайте, кто хочет мне помочь провести урок». Через день поднимается несколько рук. Через неделю несут кассеты, видеозаписи, вырезки из газет, книги, фотографии. Все о Талькове. Урок. Девочка не выдерживает - слезы в глазах. На следующий день прихожу в класс и чувствую тепло, родство душ. Им очень нужны такие уроки. На них они раскрывают себя как личность, показывают свое умение размышлять о жизни, делать нравственный выбор.

И вспоминаю услышанный несколько лет назад разговор ученицы старших классов и выпускницы.

- У вас был урок-спектакль по химии?

- Да. Так было интересно.

Да, им нужны нестандартные, интересные уроки. И я благодарна своим ученикам за то, что они помогают мне: у них я учусь тоже.

Недавно во время дружеской встречи было объявлено, что я учитель. Ко мне тут же пропал интерес. Многие называют учителей с мелким пренебрежением «училками», делятся воспоминаниями о не очень приятных случаях из школьной жизни. То «дурочка» (как героиня Л.Ахеджаковой из фильма «С легким паром!»), то «твердокаменная» (как завуч из повести Б.Васильева «Завтра была война»), то - «серая мышка». Неужели это так?

Глупые, самовлюбленные уходят, потому что их не принимают дети. Остальные - настоящие учителя, профессионалы. Умны, интеллигентны. И постоянно самосовершенствуются: читают научные журналы, книги. И редко жалуются на зарплату, на плохие жизненные условия... Обидно, что просчеты некоторых учителей помнятся дольше, чем их достоинства.

Я счастлива. Я на рабочем месте, со мной мои ученики.

Учитель - это урок. У одного из писателей я прочитала недавно строки: «Меня мучает фраза. Она еще нигде не прозвучала, не написана, не опубликована. Но она мучает меня каждую ночь». Так и меня мучают мои проведенные и непроведенные уроки.

Поначалу робкие, неуверенные ответы, ограничивающиеся одним-двумя словами. Видна скованность мысли, звучат не совсем грамотные предложения. В течение этих уроков становятся раскрепощенными, эмоциональными, не боятся искать истину. На уроках звучит музыка, оживают рисунки и репродукции картин.

И повторятся такие уроки, какой был в конце учебного года.В качестве ведущей мысли урока ребята выбрали строки из стихотворения Н.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой». Именно природа помогла Н.Заболоцкому понять жизнь, увидеть души людей, снять с них маски, по-новому осознать, что значит любовь. И это увидели мои ученики. Увидели и смогли оценить. Люба: «Заболоцкий полюбил слово «душа». Он показал связь человеческой души с миром через восприятие природы, широту русской души представил как озеро». Паша: «Пройдя через духовный опыт, Заболоцкий сохранил в себе веру в нравственные ценности человека: любовь, веру, сострадание, преданность, сочувствие. Это необходимо поддерживать и нам, несмотря на те препятствия, которые могут возникнуть в будущем».

Я - оптимист, и моя уверенность передается детям.

Ольга КОВАЛЬЧУК, учитель русского языка и литературы