Я с благодарностью вспоминаю человека, который меня благословил на участие в конкурсе, - директора школы №1164 САО Марину Яковлевну Добкину, которая помогла мне в разработке конкурсного урока и подготовке рассказа об очень небольшом на тот момент (2,5 года), но все же опыте моей работы.

Как и в любом событии, наверное, и в моем случае есть доля случайности. Например, в том, что жюри и руководители методического центра решились доверить защищать честь округа на московском и, как позднее выяснилось, всероссийском уровне начинающему учителю. Об определенном авансе в оценке моих достижений в решении предметного жюри «Химия, биология, география» свидетельствует номинация, в которой я был назван победителем, - «Надежда России-1995». Не знаю, насколько мне удалось оправдать «надежду» людей, принимавших данное решение, но многим из того, что произошло за следующие 11 лет, я обязан именно конкурсу.

Последние шесть лет я работаю в частной школе. Надо сказать, что «Петровская школа» - не первая частная школа в моей трудовой биографии, но именно в ней мне удалось найти возможность объективно оценивать знания учащихся, реализовывать свои творческие идеи, научные разработки и планы. Следует заметить, что научная и методическая деятельность становятся для меня все более привлекательной перспективой в дальнейшей работе. Однако именно преподавание в школе позволяет лучше понимать и чувствовать проблемы и интересы современных школьников.

Сочетание работы в школе с научной работой в лаборатории дает мощный импульс для работы в рамках эксперимента по введению ЕГЭ, а также в редакции создаваемого журнала «Химия для школьников». Мне всегда было интересно создавать новое и преодолевать трудности, возникающие на этом пути. А если еще при этом знаешь, что твоя работа доставила кому-то удовольствие, принесла пользу, то это ли не есть достойная награда!

Приобретенный опыт работы в школе и в лаборатории позволил мне за последние семь лет стать автором и соавтором более чем в двадцати публикациях, среди которых статьи в предметных журналах и энциклопедиях, дидактические и методические пособия.

Может сложиться впечатление, что конкурсные переживания, проблемы и радости остались для меня в далеком прошлом. Это не так! После завершения своего конкурса я еще несколько лет помогал организаторам в работе с новыми участниками Российского конкурса. Каждая встреча с ними давала новый всплеск вдохновения, веры в собственные силы, почву для размышлений и просто радость видеть их и слышать. Уникально и то, что, несмотря на огромные расстояния, общение после конкурса не прекращалось: мы созванивались, приезжали друг к другу в гости, ходили в походы и, конечно, встречались на слетах и фестивалях.

Мне довелось поучаствовать в пяти слетах (Псков, Сургут, Москва) и двух фестивалях (Мурманск и Иваново). Самое главное - именно на фестивале в Иванове я встретил свою любовь, а теперь уже и жену Ирину Федорову - финалистку конкурса «Учитель года России-2002». Именно про такие встречи говорят - судьбоносные. В апреле 2003 г. мы познакомились, а в июле этого же года сыграли свадьбу. Как тут не поверить в легенду про две половинки?! Сейчас уже трудно представить, что могло бы быть по-другому. Да, наверное, и не могло, ведь браки вершатся на небесах.

Прошли три года - счастливые три года! Конечно, это немного. Но за это время мы точно поняли, что друг без друга нам очень плохо. Общие интересы, общие друзья, общие переживания, взаимопомощь - как же это здорово знать, что тебя любят и ждут. А общие взгляды на различные проблемы, в том числе и воспитания, помогают успешно растить двух очаровательных дочек: старшую Катюшу и младшую Машеньку. Когда видишь, как они вместе играют, испытываешь такой прилив сил, что хочется свернуть горы, лишь бы у них все было хорошо. Как и большинству мужчин, к сожалению, мне не всегда удается уделять моим трем «дамам сердца» столько внимания, сколько хотелось бы. Вот и подготовка к защите кандидатской диссертации занимает немало времени. Но все проблемы преодолимы, когда знаешь, ради кого ты это делаешь. А еще очень важно, что тебя понимают и во всем помогают. Я часто шучу, что ужасно хочется выйти на незаслуженную пенсию: любимая и любящая жена, дочки-красотки, друзья, дача... и все-таки понимаю, что без интересной, творческой работы пока еще трудно представить свою жизнь. Так что с пенсией пока повременим.

Вы хотите спросить, какие отношения у меня с конкурсом в настоящее время? Конечно, «я в нем»! Но только уже в качестве члена жюри и(или) орггруппы по организации московского конкурса. Много раз думал: пора «выходить из игры», уступить дорогу новым победителям, но понимаю, что, может быть, именно то, что участники прошлых лет остаются в этом движении, и стало одним из его главных достоинств? Да и вряд ли уж так легко сделать этот шаг, ведь участник конкурса - это «диагноз» хронической, но такой приятной болезни.

Инновации, новые проекты, изменение стандартов... - все это необходимо для дальнейшего развития образования. И все-таки тому, что наше российское классическое образование до сих пор остается одним из лучших в мире, мы обязаны именно хранителям славных традиций - нашим учителям. Учителям, у которых, несмотря на все проблемы, хватает времени и сил ежедневно готовиться к урокам, выкладываться на них полностью, радоваться успехам детей и при этом еще и участвовать в конкурсе «Учитель года Москвы».

Дмитрий ДОБРОТИН, учитель НОУ «Петровская школа», с.н.с. лаборатории химии ИСМО РАО, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1995»