Старые знакомые - Руслан, Людмила, Герман

Первым испытанием для конкурсантов стало представление собственного опыта работы. Его Людмила Гаврилова начала стихами Пушкина и дальше говорила о роли Пушкина в нашей жизни.

- Пушкин открыл для меня удивительный мир художественной литературы и привел меня на филологический факультет педагогического института. С именем Пушкина я иду на урок к детям, чтобы донести до них живое слово поэта. Каждый год 19 октября учащихся нашей школы посвящают в гимназистов. Ко дню гимназиста мы выпускаем газеты, готовим литературные композиции, а главное - отправляемся на экскурсии по Пушкинской Москве. С этого дня начинается удивительное путешествие детей в страну Пушкина.

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, так же сложно, как и понять чужую мысль, не зная языка, на котором она высказана». Мне близка и понятна эта мысль Дмитрия Сергеевича Лихачева. Поэтому и жизнь, и творчество великого поэта мы изучаем не только на уроке. Мы много путешествуем, но это не просто поездки, это целенаправленная экскурсионная программа «Тропа к Пушкину». Захарово, Вяземы, Торжок, Михайловское и Тригорское, Царскосельский лицей и Петербург - вот этапы постижения удивительного мира Пушкина, этапы восхождения современного школьника к духовности.

Очень много на этом пути значит опыт зрителя. Поэтому мы так часто бываем в театре. У меня и у моих детей есть любимый театр - «Сфера», маленький, камерный театр. Соприкосновение с театром дает учащимся возможность и смелость попробовать и свои силы в школьных спектаклях. Отрадно, что репертуар нашего школьного театра в основном пушкинский. Это «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», литературные композиции. Я считаю, что театральное искусство - одно из эффективных средств, которое способствует развитию творческой деятельности, учит коммуникабельности, активизирует фантазию и внимание, а вместе с тем помогает выявить особенности личности ребенка. Поэтому я использую театрализацию и на уроке. Театрализация и анализ, анализ и театрализация, и в итоге - соединение мыслей и чувства, глубины познания и эмоциональности, творчества и логики. Примером такой работы стал урок-спектакль по повести Пушкина «Пиковая дама». Это была не простая инсценировка, а серьезный разговор на тему: «Профиль Наполеона, душа - Мефистофеля». Проследить движение души Германа, раскрыть своеобразие его характера и поступков, определить причину поражения без театрализации невозможно. Творческую деятельность и фантазию максимально активизируют и современные педагогические технологии: интеграция, личностно-ориентированный подход, проектно-исследовательская деятельность, индивидуально-групповые формы обучения. Но не меньшее значение имеют и уроки развития речи. Свое, личное, неповторимое мнение высказывают дети в таких работах, как «Мое восприятие Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка», «Какие мысли и чувства вызывает у меня поэма Пушкина «Руслан и Людмила»?». Очень нравятся детям уроки, на которых мы разбираем особенности авторского стиля, а потом пишем продолжение, например, «Дубровский. Десять лет спустя». Я, конечно, никогда не возьму на себя смелость утверждать, что, когда мои дети вырастут, они будут писать так же, как Пушкин. Но тех, кто в классе пишет стихи и лучшие творческие работы, по-дружески, с симпатией дети называют «наш Пушкин». А что, ведь Салтыкова-Щедрина в лицее тоже называли «второй Пушкин»! Конечно, я говорю об этом с изрядной долей юмора и несерьезности, но, согласитесь, гений Пушкина светел. Поэтому я и уделяю такое большое внимание изучению жизни и творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина. Как сказал Белинский, читая его произведения, можно превосходным образом воспитать в себе благородного человека.

Что можно считать итогом моей работы? Конечно, есть призеры и победители олимпиад. Конечно, есть медалисты - в выпуске 2005 года семь медалистов, пять из них награждены золотыми медалями. В этом выпуске я была классным руководителем. Но главную свою заслугу я вижу в том, что моя девочка выучила наизусть всю поэму «Руслан и Людмила», что сочинение моей Марьям «Какие мысли и чувства вызывает поэма «Руслан и Людмила» было признано лучшим среди творческих сочинений в Москве. Эти результаты очень важны, но самое главное - это общение. Несмотря на то что мои дети закончили школу, мы продолжаем общаться. Сейчас мои дети читают Ремарка, совсем недавно в «Современнике» мы посмотрели «Три товарища». Нам очень понравился спектакль, мне было так приятно услышать из уст моего далеко не самого читающего ребенка, что Роберта он представлял себе совсем другим. Согласитесь, что со своей задачей воспитать умного, вдумчивого читателя, умеющего анализировать, я, наверное, справилась. А помог мне в этом Пушкин. И я согласна с Твардовским, что Пушкин приходит к нам в детстве, а мы приходим к нему только с годами.

Расставлю все

я по своим местам

Конечно, заявка такого «высокого градуса» общения с учениками, когда учитель становится посредником между великими и теми, кто только мечтает добиться в будущей взрослой жизни признания общества, вызвала немалый интерес не только жюри, но и коллег-конкурсантов к мастер-классу Людмилы Гавриловой.

Урок был посвящен развитию речи, причем его форма была не- традиционна, а потому и необычна. Людмила Владимировна тут же призналась своим ученикам, что больше всего любит маленькие музеи-усадьбы, замечательные уголки старины, с семейными преданиями, библиотеками, парками, где создавалась вековая культурная традиция, которую время превратило в романтическое воспоминание об ушедшем быте. Конечно, в ее сознании понятие «русская дворянская усадьба» тесно связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Не случайно Людмила Владимировна пригласила своих учеников в Захарово, в имение бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, где поэт провел свои детские годы. Учитель исходила из того, что без вещей Пушкина, без природы Пушкинских мест невозможно понять жизнь и творчество поэта, а поэтому предложила ученикам познакомиться с миром вещей, окружавших поэта и ощутить атмосферу той эпохи. Ученики должны были побывать в роли экскурсантов, экскурсоводов, дизайнеров, историков и литературоведов, они разделились на группы, и каждая должна была подготовиться к рассказу об одной из комнат усадьбы Захарово, воссоздав по описанию интерьер этой комнаты. Гостиная, в которой устраивали семейное чтение новых французских романов, музицируют, кабинет - обязательный элемент усадьбы, спальни хозяина, хозяйки, детей. Пушкин хорошо знал быт русской усадьбы и описывал его в своих произведениях. Ученики познакомились на уроке с отрывком одной из повести «Выстрел», где дано описание кабинета, и убедились в том, сколь важно описание деталей интерьера при описании характера и состояния героя. Дальше пошел разговор о том, какие выразительные средства использует при этом автор. А завершился урок созданием интерьера комнаты Марии Гавриловны из «Метели». У Пушкина нет описания комнаты, но ученики успешно «дописали» в его стиле этот недостающий кусок повести.

Вспомни имя свое

У учителя литературы всегда весьма трудная задача - таков предмет, что успех в его изучении всегда тесно связан с успехом в воспитании. Иными словами, если ты не пробудил на уроках чувства своих учеников, желание читать и знать литературу, руководствоваться в жизни высокими помыслами и побуждениями, значит, ты мало чего добился в своей педагогической деятельности. Тому, какими становятся ее ученики, Людмила Гаврилова посвятила на конкурсе «Учитель года Москвы-2006» свою лекцию.

Каждый год накануне священного праздника Победы я предлагаю пятиклассникам написать сочинение на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Лера Наумова в своем сочинении «Мой прадед - герой войны» написала самые простые слова: «Мой прадед был просто солдатом. Но ведь именно солдаты и есть настоящие герои войны. Таких, как мой прадедушка, были целые армии! И все они сражались за Родину, за жен, за детей, за родителей». За Родину, за детей, за жену сражался и мой дедушка Павел Дмитриевич Козлов, пропавший без вести в декабре 1941 года под Великими Луками. Под Великими Луками в марте 44-го погиб и Владимир Русс - прадедушка моей ученицы Саши Этко. Он похоронен в братской могиле. В братской могиле под Лобней похоронен прадедушка моей ученицы Олеси Ременной, рядовой Костюк. Каждый год 9 Мая Олеся вместе с родителями едет в Лобню, чтобы почтить его память. Меня и моих детей объединила память. Память о погибших в той страшной, в той великой войне. Перед этой памятью бессильно время. Человек живет до тех пор, пока его помнят, и остается человеком до тех пор, пока он помнит, пока он приобщен к памяти своего народа. Нет ничего страшнее человека, утратившего память. В нашей стране, к сожалению, во все времена были «беспамятные», те, кто сносил памятники, рушил храмы, сжигал святыни, пытался переписать историю, кто пропагандирует фашистскую идеологию. Как тут не вспомнить легенду о манкурте, рабе, лишенном памяти страшной пыткой. Как противостоять беспамятству? Ответ на этот вопрос я нашла у Дмитрия Лихачева: «Воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». Чтобы были дороги и семейные альбомы, и семейные традиции, и народные обычаи, и народная культура - все то, что составляет духовное богатство народа. И тогда, я думаю, мы придем к любви к своему дому, к своей семье, а затем и к любви к своему Отечеству, к своей культуре. Память культурная не менее важна, чем память семейная, поэтому так важно сохранить культурное наследие, которым по праву мы можем гордиться. Спросите любого человека на улице: что составляет гордость и славу нашей культуры? Каждый второй ответит: «Пушкин». Мы помним строки Пушкина: «Два чувства дивно близки нам- / В них сердце обретает пищу - / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / Животворящая святыня!/Земля была б без них мертва». Слова-то помним. А вот как мы, «благодарные потомки», чтим память поэта, как относимся к тем местам, которые помнят Пушкина. В плачевном состоянии находятся усадьбы в Тверской области, где поэт любил бывать у своих друзей Олениных, Полторацких, Вульфов. Отрадно было узнать, что потомок поэта Кеннед Пушкин, проживающий в США, хочет восстановить одно из этих имений. Кто поможет в восстановлении других усадеб? К сожалению, мы не только не в состоянии восстановить утраченное, но и не всегда можем сохранить то, что имеем. Даже последний приют поэта - его могила - нуждается в экологической охране.

Дмитрий Лихачев писал, что память - основа «совести и нравственности», память еще и основа культуры и духовности. Знать свою историю, понимать и чувствовать культуру времени должен каждый уважающий себя гражданин современной России. И наш долг перед самими собой и перед потомками - хранить и беречь память.

К сказанному, как говорится, ничего ни убавить, ни прибавить. А кто с ними не согласен, тот не учился у Людмилы Владимировны Гавриловой.

Здравствуй, милая Людмила,

Как живешь? Кого ведешь

Нынче ты к вершинам мира,

Просвещая молодежь?

Я не скрою, мне известна

Бескорыстная любовь

И твои попытки честно

Старину хранить как новь.

Те имения, что прежде

Сохраняли нам отцы,

Не нужны тому, кто нынче

Чтит бетонные дворцы.

Ты ж прими привет поэта

И его поклон за то,

Что не рамками предмета

Ограничилась. Зато

У твоих питомцев, Мила,

Память крепче, чем скала.

Дай же Бог, чтоб эта сила

В жизни взрослой помогла.

Чтоб в различных

испытаньях

Имя помнили свое.

А в серьезных передрягах

Вспоминали и мое.

Чтобы книгу, а не кружку

Брали в руки в трудный миг.

Остаюсь с тем -

Саша Пушкин.

Твой поэт и верный друг.