Ирина АНУРОВА, директор школы №1252 имени Сервантеса с углубленным изучением испанского языка:

- В отличие от многих директоров я не побывала и не набрала опыта на месте завуча, а сразу с учительского места «прыгнула» в директорское. Поэтому на то, на что у моих коллег-директоров уходил день, у меня уходило два. Но мне очень помогали директора школ района «Сокол», специалисты окружного управления образования, окружной методический центр и, конечно, педагогический коллектив моей школы, ведь я ее выпускница. Помимо всего прочего, моя работа отяготилась капитальным ремонтом, который шел по плану, а ведь это трудная работа и для очень опытных руководителей школ.

Ирина ЕРОХИНА, директор школы №251:

- Больше всего вопросов у меня возникало в первую очередь по поводу нормативного подушевого финансирования. На базе нашей школы есть филиал Московской областной больницы для детей, учителя работают, дети обучаются, а учет этих детей не ведется в плане выделения дополнительных средств. То есть в нормативе это пока не учитывается. К счастью, мне всегда помогает окружная бухгалтерия.

Маргарита ЗБОЙКОВА, директор кадетской школы №1702 «Петровский кадетский корпус»:

- Для меня была в течение года очень важна поддержка директорского корпуса всего Западного Дегунина, Дмитровского района. Я попала в трудное положение, перейдя из обычной школы в кадетскую, ведь там было столько новой специфики, столько новых слов: геральдика, кадетский бал, парадная коробка, расчет, парад и так далее. Все очень непривычно, но интересно. Самым сложным было изменить эмоциональный настрой в отношении округа, города к нашей кадетской школе. Когда учреждение, в котором я работаю, стоит на последнем месте в городе, для меня это больно и обидно. В смотре материальной базы среди кадетских школ нас определили на 12-е место среди 12 кадетских учреждений. Конечно, нам есть что делать, ведь здание очень большое, нам Московская городская Дума в прошлом году выделила дополнительно 8,5 миллиона рублей, на это отделали коридоры, приобрели мебель. Впервые у нас появились кожаные диваны, картинная галерея (картины - дипломные работы студентов Строгановки), развивается музей, у кадетов появилась настоящая форма. То есть динамика в нашем развитии налицо. Но в этом здании, которому уже 40 лет, раньше была когда-то обычная школа, и, конечно, базой этой школы никто так серьезно не занимался, как занимаются Москва и Северный округ.

Татьяна ПАВЛОВА, директор школы №2020:

- Весь год я все время задавала себе вопрос: «А со мной ли это происходит?» 31 августа 2005 года своим приказом начальник окружного управления образования Виктор Кичатов кардинально изменил мою судьбу, убедив меня, что смогу возглавить школу. Неуверенность была огромная, но Виктор Николаевич сказал мне, что я справлюсь, что в меня верят, что он тоже начинает работу в должности руководителя округа и мы будем работать вместе, помогая друг другу. Потом все так и произошло. Год был сложным, мне буквально наступали на пятки проверяющие органы, нужно было утверждать уставные документы. У меня были номера личных мобильных телефонов руководителей округа, по которым я, изначально получив на то разрешение, могла звонить в любое время. Наша школа была до моего прихода экспериментальной площадкой, и родители очень боялись, что с моим приходом ее работа прекратится, но мне оказал большую поддержку окружной методический центр (к нам присылали методистов, которые действительно могли оказывать помощь, давать нужные рекомендации). Самая большая сложность была в том, чтобы саму себя сформировать как руководителя, потому что часто приходилось брать на себя ответственность, а это очень сложно, принимать решения, а это тоже непросто. Мне, например, нужно было разговаривать со строителями, и сначала я терялась, потому что это люди непростые и с ними постоянно приходится бороться то за соблюдение графика, то за качество работ. Сложно было общаться с родителями, которые были недовольны сменой директора, формировать детский коллектив, работать с педагогами, которым прежний руководитель пообещал большие оклады без всяких на то финансовых оснований. Могу сказать, что весь год мы делали шаги друг к другу и в конце концов поняли, что все у нас есть, чтобы каждый мог себя реализовать.

Елена ПОДОЛЬСКАЯ, директор школы №222:

- Я себе изначально поставила такую цель - «Не навреди!». За год мы прошли лицензирование и аттестацию, тарифицировали музей, открыли гимназический и профильный классы, ввели изучение английского языка в начальной школе. С помощью дирекции отремонтировали огромное количество кабинетов, актовый зал. Проблемы остаются одни и те же, что в прошлом, что в нынешнем году. Это материально-техническая база - например, в гардеробе и в фойе стоят садовые скамейки.

Виталий ХУДОШИН, директор школы №141:

- За год я получил такой колоссальный опыт, что, мне кажется, его хватило бы на десять директоров. Каждый месяц я ходил в суд, это мне досталось в наследство от прежнего директора. Мне приходилось заново выстраивать модель этнокультурного компонента, заявленного до меня, но реализуемого весьма своеобразно. У меня очень хороший коллектив, который, думаю, так долго ждал нового руководителя, что все готовы были работать и многое сделать по-новому. Ушли только те, кто воспринимал этнокультурный компонент исключительно как религию. В этом году мы работали на повышение качества образования и получили новые кабинеты химии, физики, компьютерный класс. Существенно улучшилась материальная база: мы заменили в здании все окна, отремонтировали крышу, актовый зал. Самый главный плюс в том, что родители поняли: мы стараемся все сделать для их детей, и теперь стараются нам помогать. За два летних месяца практически только с помощью родителей мы отремонтировали 21 кабинет, в половину кабинетов они купили новую мебель. У нас территория школы огорожена, так замок в калитке ломали шесть раз, четыре раза выламывали секцию забора, а мы потихонечку ремонтировали и варили. Сейчас никто не выламывает и не ломает. Раньше одна секция ограды - бетонная - была исписана матерными словами, после того как дети сами в мае выкрасили эту секцию, ни одной надписи больше не появлялось. Бойлерная тоже была вся разрисованная, теперь, после того как дети ее перекрасили, тоже нет ни одной надписи. В этом году у нас открыты гимназический класс, экспериментальная площадка, то есть за год сделано столько, что я сам удивляюсь, как это все получилось. Теперь я многое понял в нормативном финансировании, выучил наизусть Трудовой кодекс, стал разбираться в строительстве и ремонте. Когда я как-то пришел в гости к друзьям, которые отремонтировали свою квартиру, то смог тут же составить смету, сказать, какие материалы и почему они использовали, даже где их покупали. Теперь я думаю, хорошо, что мне досталась такая школа, где так много нужно было сделать. Самое приятное, что в этом году мы смогли набрать два первых класса по 30 человек. Еще более приятно, что за год я не встретил ни одного равнодушного человека, к кому бы я ни обращался в округе, в управе, в учреждениях и организациях, везде встречал искреннее желание людей помочь.

Ольга БЕЛОУСОВА, директор школы №601:

- В отличие от других «молодых директоров» я в своей школе проработала 25 лет, у нас был стабильный коллектив, и ничего нового никому уже не хотелось. Была школа полного дня, которая существовала энное количество лет, было многое другое, все спокойно, ничто пробивать не нужно, мы тоже делали много ремонтов, меняли обстановку и так далее. Но не было бы счастья, так несчастье помогло. В 715-й школе возникли проблемы, она стала лицеем, и большую часть детей из этой школы мы приняли к себе. Это заставило нас не только думать, но и работать по-другому. Но есть одна большая проблема: школа полного дня съедает все наши деньги, потому что статуса у нас такого нет, ни на какие материальные ценности, ни на что другое у нас денег нет. Эта проблема была у нас в прошлом году, когда мы не могли найти пять тысяч рублей для того, чтобы заплатить за землю.

Марина КОЗЛОВА, директор центра образования №1424:

- Конечно, этот год для меня, как и для всех «молодых руководителей», был сложным, хотя мне очень помогали коллеги района «Аэропорт» из школ №№648, 152, 227, у которых большой опыт. Они нас успокаивали: не волнуйтесь, не год, а три года минимум пройдет до тех пор, пока вы сможете что-то оценить и чего-то добиться. У меня были сложности, связанные с тем, что в совершенно новый коллектив я пришла после назначения директором 1 августа 2005 года в ЦО, где объединились две школы - вечерняя и 150-я. До этого я была заместителем директора в вечерней школе и поэтому 150-ю школу знала как школу-соседку. Конечно, ее коллективу принять на своей территории целую вечернюю школу было сложно. Это ведь не класс и даже не два. Дети у нас непростые, микрорайонные, социально незащищенные, спортсмены да и просто взрослые молодые люди. Нам приходилось отслеживать, чтобы по одной лестнице не шли в одно время восемнадцати- и двадцатилетние парни и малыши-первоклассники. Ситуация была, прямо скажем, непростая. Но, наверное, зря я так пугалась, коллектив школы №150 меня поддержал. Не зря говорят, что лучше начинать работу в чужом коллективе, я это поняла, когда увидела, что мне достался хороший коллектив: сплоченный, целостный, ни один учитель из этого коллектива не ушел. Я им безмерно за все это благодарна. Самое сложное для меня было получить документы для лицензирования, аттестации, все уставные документы, оборудовать практически полностью материальную базу для вечерней школы. Но мы попытались благоустроить территорию, с помощью родителей отремонтировали два этажа - первый и третий, в отремонтированном коридоре третьего этажа у нас тоже размещается картинная галерея, привели в порядок раздевалки в спортивном зале. Но есть проблема - спортивный зал, который отремонтировать самостоятельно мы, конечно, не сможем, там в аварийном состоянии пол, хотя в спортзале был совсем недавно капитальный ремонт.

К работе можно относиться по-разному. Можно сложить руки и ждать, когда все сделает кто-то другой. Можно засучив рукава работать без устали и добиваться значительных результатов. Какие разные директора школ Северного округа и какие они одинаковые в своем стремлении преодолеть все трудности и преобразить свои школы. И главное - все они верят, что все, что они планируют, обязательно сбудется.