Правила в лицах

Жанна Викторовна предупредила меня сразу: первый урок в 10-м классе - не самый увлекательный. С летних каникул вернулись не все, часть ребят ушли в техникумы и колледжи. Зато появились новенькие. Разумеется, она познакомилась с классом заранее. Но надо ведь выяснить уровень знаний каждого ученика, понять, в каком темпе ребенку удобнее работать, какие методы к нему больше подходят. А это можно сделать только в процессе. Тем более что новенькие десятиклассники в АЭШ - как правило, бывшие «нелюбимые» ученики других, обычных школ. Да и включаться в учебный процесс после летнего отдыха тяжело и взрослым, и детям. Впрочем, по учительнице я этого не заметила - она была спокойна, деловита и улыбчива.

- Урок - как маленький спектакль. Перед звонком я чувствую, наверное, то же, что и актер перед выходом на сцену: что-то вроде радостного возбуждения. Постою перед ребятами, отдам им свои знания, заряжусь их энергией, немного пошутим, бывает, чуть поссоримся... И, уходя из класса, я всегда ощущаю их благодарность. Даже если ничего нового не проходим, все равно для меня урок - открытие: себя, ребят, мира...

Этот урок был именно таким. Тема казалось старой, как школа: «Безударные гласные в корне слова». Впрочем, тему класс узнал позже, самостоятельно ее сформулировав. А сначала парни и девушки, устрашая меня акселератскими размерами, медленно и трудно - даже не поднимались - выдвигались из-за парт. Каким чудесным образом лень превратилась в заинтересованность, я не сумела уловить. Как-то по словечку, которые Жанна Викторовна вытягивала из них терпеливо и доброжелательно:

- Какие разделы русского языка мы с вами уже знаем?

- Орфографию... Пунктуацию... - напрягался класс.

- А чем занимается орфография? А пунктуация? - выпытывала она.

Из слов, которые вспоминали ребята, направляемые педагогом, сама собой сложилась тема. Они удивились и даже поначалу слегка разочаровались:

- Так это мы еще в первом классе проходили.

- Конечно, - подтвердила учительница. - Но это одно из главных правил русского языка. Чтобы владеть родным языком, мы должны не только помнить о нем, но и уметь его применять.

Я поняла, что Жанна Викторовна владеет языком в совершенстве. Потому что через несколько минут, забыв про диктофон, сама схватилась за ручку, чтобы проверить безударную гласную в слове «тестирование». Учительница не читала нудных нотаций о важности своего предмета, но ни секунды не давала забыть, что впереди экзамены, а за ними и целая жизнь. Я почувствовала себя ученицей и, честно сказать, даже отличницей из отличниц. Гордость охватила неуместная: уж я-то, в отличие от этих десятиклашек, языком владею. И тут же пропала. Потому что, еще не оформив правило в слова, мы стали его... рисовать.

- А можно я гласные квадратиком изображу? - спросил Денис Ластовский.

- Конечно, это же твое правило, - разрешила учительница.

Готовых алгоритмов по русскому языку сегодня разработано множество. Но на уроке Жанны Викторовны Пономаревой каждый составляет алгоритм только для себя - как кому удобнее. Денис, например, использовал языковые символы вместе с математическими, а Влад Федяев предпочел буквы. Потому что Денис, по словам Жанны Викторовны, больше предрасположен к точным наукам, а Влад - к гуманитарным. Но и тот и другой, превратив правило в формулу, его уже не забудет, как показывает опыт.

- Алгоритм в русском языке помогает формировать научно-лингвистическое мышление, воображение, развивает интеллект учащихся, повышает уровень речевой культуры и грамотности, - объясняет мне Жанна Викторовна. - Это, на мой взгляд, самый эффективный путь повышения грамотности учащихся. Особенно удобны алгоритмы для подготовки к единому государственному экзамену.

Какое счастье, что ЕГЭ сдавать мне уже не придется никогда! Неминуемого провала бы я не перенесла. Правила мне никогда не давались - я забывала их немедленно после получения пятерки. В наше время никому не приходило в голову уложить законы русского языка в короткие ясные «подсказки». Слава богу, родители передали мне по наследству «чувство языка».

- К сожалению, сейчас этого чувства стало гораздо меньше. Язык сильно засорен, говорят дети на сленге, слышат неправильную речь, читают мало. Но в каждом классе есть «звездочки». У меня было не так много выпусков - всего четыре, - рассказывает Жанна Викторовна. - Но мне кажется, Бог возблагодарил меня за мою любовь к предмету прошлым выпуском. Из 11 человек трое выбрали филологические факультеты, причем прошли на бюджетные места, победив в серьезных конкурсах. Алеся Дубовская и Кристина Фомагина поступили в Омский государственный университет, а Оксана Звягина - даже в московский. Иногда я сама удивляюсь, чему же такому я их учу, если даже слабенькие, на мой взгляд, ребята получают отличные оценки в других учебных заведениях, особенно средних специальных.

Жанна Викторовна преподает сейчас в старших классах, где русскому языку стандартом отведено неоправданно мало часов - 1-2 в неделю. Пробелы восполняет дополнительными индивидуальными занятиями, коих больше, чем уроков, - по 4 часа в неделю. Она учитель русского языка. Так сложилось: в АЭШ не принято совмещать преподавание нескольких предметов. Поэтому литература превратилась в хобби учительницы. И ее учеников, разумеется. Стихи на уроках русского языка пишут все!

- Не уверена, что это можно назвать стихами, - смеется Жанна Викторовна. - Но рифмовать умеют все. Мне кажется это важным. Русский язык немыслим без творчества. Я люблю стихи за легкость, прозрачность, за настроение, которое они создают.

Стихи действительно разные. От... «Новый год к нам приходит и подарок нам готовит» на тему временных глаголов до... «Ты был героем просто, ты просто был солдат. Не думал о погонах, наградах, орденах». Может быть, не самые правильные стихи, не самые четкие рифмы. Для Жанны Викторовны важнее то, что настроение помогает оставить след в памяти. Не только об уроках русского. Темы Великой Отечественной войны в программе этого предмета нет. Поэмы и саги о солдатах прошлого - не просто интеграция с историей, это уже воспитание патриотизма, уважения к памяти своего народа, своей страны. Не сухое, «отчетное», а идущее от души. Поэтический альманах «Омские просторы», созданный учениками АЭШ на уроках Жанны Викторовны Пономаренко, был отмечен дипломом на ХVII научно-практической конференции региональных НОУ.

Впрочем, стихи - лишь малая толика нестандартных заданий из практики Жанны Викторовны. Причем задания - слово не совсем точное. С каждым ребенком она работает индивидуально, чувствует его способности и ощущает его потребности в разных видах работы. Поэтому создается впечатление, что не учительница дает задание, а сам ученик выбирает тот способ познания русского языка, который ему по душе. Саша Мироненко, например, предпочитает рисовать правила в «лицах» - акварельными красками, Настя Лепешева чертит таблицы, Настя Макарова «издает» целые книжки-малышки. Всем, оказывается, интересно «переводить» свой юношеский сленг на речь взрослого интеллигентного человека. С теми, кто слабоват, Жанна Викторовна практикует методические разработки. Творческие работы учеников видит вся школа - ради них Жанна Викторовна организует художественные выставки и поэтические вечера. Уже через неделю после каникул всякие «шняги» и «фишаки» в АЭШ звучат гораздо реже. Зачем, если здесь они узнают гораздо больше новых интересных и красивых слов?

- Вы молодцы, - похвалила ребят за работу на уроке Жанна Викторовна. - Хотя ваша лексика сегодня не поднялась выше уровня седьмого класса.

- Благословить - благое слово, - тут же отозвался Влад Федяев, перекрикивая звонок.

- Примирять - мир, - подхватила Маша Булатова.

- А примерять - примерка! - уточнила Валя Иващенко.

- Абориген, глицерин, метеоролог, фолиант, эпидиаскоп... - выдал Денис Ластовский. - Проверить можно только по словарю. Кстати, словарь - слово.

Омск