Воспитание указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, ценностных ориентиров предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Основные приоритеты методики: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучения через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания - индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование); личностно-деятельный и субъект-субъективный подходы (большое внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие). Ведущее место в обучении отводится методам, стимулирующим познавательную активность учащихся. Велика доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Предусмотрены коллективные и индивидуально-групповые формы изучения.

Формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих работ, результатов выполнения заданий, тестирование.

Результаты изучения курса

Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности, будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? В результате изучения курса «Семья: историко-правовой аспект» учащийся должен иметь представление об истории семьи и основных вопросах семейного права РФ. В процессе обучения дети приобретают следующие умения: работать с различными источниками; отбирать необходимые материалы для выполнения задания; анализировать и обобщать; представлять результаты в виде таблиц, схем; интерпретировать полученные результаты своей работы; делать выводы; иметь опыт работы в группе, работы по решению проблем.

Аннотация

Программа элективного курса по истории и обществознанию для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки. Данный курс способствует углубленному изучению вопросов истории семейного права и основных моментов семейных правоотношений, создает условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора образовательной траектории в соответствии с потребностями, способностями и склонностями обучающихся. Расширяет возможности социализации учащихся в частности, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению.

Содержание программы

Введение (1 час).

Вводная лекция.

Тема 1. (3 часа).

Лекция: «Семейное право России до Петра I».

Лекция: «Семейное право России периода империи».

Лекция: «Семейное право России XX в.».

Тема 2. Брак. (3 часа).

Практическое занятие: «Заключение брака».

Практическое занятие: «Признание брака недействительным».

Лекция: «Расторжение брака».

Тема 3. Личные и имущественные правоотношения супругов (3 часа).

Лекция: «Личные неимущественные права и обязанности супругов».

Практическое занятие: «Имущественные отношения супругов».

Тема 4. Правоотношения родителей и детей (2 часа).

Лекция: «Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства».

Заключительное занятие (2 часа).

Деловая игра.

Введение

Предмет семейного права

Цели: выяснить, каков круг отношений, регулируемых семейным правом, их особенности, а также познакомиться с источниками семейного права.

Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, семейные отношения, личные и имущественные отношения.

План занятия:

1. Отношения, регулируемые семейным правом.

2. Особенности семейных отношений.

3. Источники семейного права.

Отношения, регулируемые семейным правом

В начале урока учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение семьи.

Подводя итог, учитель отмечает, что семья в юридическом смысле определяется как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание». Из данного определения вытекает другое. Семейные правоотношения - это личные и имущественные отношения между членами семьи и другими лицами, урегулированные нормами права. Субъектами данных правоотношений являются граждане (физические лица), а в некоторых случаях специальные органы (например, органы опеки и попечительства).

С точки зрения содержания семейные правоотношения могут быть имущественными (например, денежное содержание, выплачиваемое престарелым родителям) и неимущественными (право супруга выбрать фамилию другого супруга или оставить прежнюю при вступлении в брак).

В ходе объяснения учащиеся работают со схемой «Семейные правоотношения».

«Семейные правоотношения»

Особенности семейных отношений

Можно выделить несколько отличительных черт семейных отношений.

Среди них такие, как: семейные отношения носят длящийся характер; семейные отношения связаны с определенными субъектами и являются строго личными; семейные отношения безвозмездны; семейному праву присущи свои собственные санкции.

Источники семейного права

В соответствии со ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Это, с одной стороны, позволяет обеспечивать единообразие семейного законодательства, а с другой стороны - учесть местные обычаи и особенности, существующие в регионах. Так, ст.13 СК РФ гласит, что «брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет». Однако брачный возраст снижен.

Согласно ст.3 СК РФ семейное законодательство состоит из СК РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из ряда законов субъектов РФ. Помимо СК РФ ряд норм семейного права содержится в ГК РФ, нормативно-правовых актах Правительства РФ и указах Президента РФ. В соответствии с Конституцией международные договоры РФ являются частью ее правовой системы.

Учащимся предлагается задание: составить иерархию источников семейного права: Семейный кодекс, Гражданский кодекс, указы Президента РФ, Конституция РФ, международные договоры, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ.

«Источники семейного права»

международные договоры

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской

Федерации

Семейный кодекс

Российской Федерации

законы субъектов

Российской Федерации

указы Президента

Российской Федерации

нормативно-правовые акты

Правительства РФ

Далее учащиеся знакомятся с Семейным кодексом. Им предлагается выяснить, когда был принят новый кодекс и каково его содержание.

История семейного права

Эта тема имеет обзорный характер. Она посвящена истории и особенностям семьи. Семейных правоотношений в России.

Цели: познакомить учащихся с историческими сведениями о семейном укладе народов, населявших территорию России с древнейших времен. Показать специфику России как особого региона, существенно отличающегося от Запада. Определить систему семейных ценностей, выработанную российской цивилизацией.

Основные понятия: полигамная семья, моногамная семья, обычное право, Номоканон, Кормчая книга, сепарация, декрет, кодекс.

Семейное право России до Петра I

См. таблицу

Семейное право России XIX в.

Каноническое право (акты церкви), светское законодательство (императорские указы. Свод законов Российской империи). Церковное венчание. Власть мужа формально сохранялась до 1917 года. Жена имела право и была обязана носить имя мужа и следовать его состоянию. Имущественные отношения меняются (приданым жены муж не имеет права пользоваться). Развод становится менее свободным. Процедура развода очень сложная и осуществлялась судами Духовных консисторий.

Семейное право России XX в.

Период в истории семейного права: семейное право в XX в.

Правовые основы семьи: Декрет

1917 г. «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». «О расторжении брака». 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО). 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР. 1995 г. Семейный кодекс.

Способ заключения брака: независимо от вероисповедания браки заключаются в государственных органах. Регистрация брака не отменена, но фактически брачные отношения во многом приравнены к зарегистрированному браку. Признается только зарегистрированный брак.

Права и обязанности супругов: супруги полностью уравнивались в правах.

Способ прекращения брака: бракоразводные дела были изъяты из компетенции церкви и передавались судам или в органы загса.

Форма семьи: моногамия.

Заключение брака

Цели: учащиеся знакомятся с порядком заключения брака, условиями и препятствиями для заключения брака.

Основные понятия

Брак, загс, государственная регистрация брака, условия и препятствия для заключения брака, брачный возраст.

Порядок заключения брака

В нашей стране правовые последствия имеет только зарегистрированный брак, но так было не всегда. Известно несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний - похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. С принятием христианства изменились и представления о браке. В России начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХI веке, практиковалось только среди высших слоев общества.

Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке.

В заключение важно подчеркнуть, что новое семейное законодательство придает большое значение только зарегистрированному браку.

Марина РОМАНОВА, учитель истории и обществознания, Волгоград