Галина Бондарева является известным краеведом не только нашего района, но и региона. Об этом свидетельствуют ее авторские научно-методические разработки для учителей, школьников, краеведов: учебное пособие «Б.Пастернак на бондюжской земле» (Елабуга: ЕГПИ, 1999), краеведческий авторский курс «Бондюга - Менделеевск: ХIХ - ХХ вв.», посвященный изучению в систематизированном виде истории Менделеевска. Материалы курса успешно используются в практике учителей города.

Современные образовательные технологии - система средств, форм и способов направлена на создание условий для развития личности ученика, знающего, всесторонне развитого, самостоятельно мыслящего, ответственного за свою судьбу. Нами используются элементы современных технологий: развивающего, проблемного, разноуровневого обучения; исследовательские методы; проектные методы; технология «дебаты» - методика Гражданского форума; блочный метод обучения; лекционно-семинарско-зачетная система; технология использования в обучении и воспитании игровых методов; информационного, коммуникативно-развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Развивающее обучение способствует развитию мыслительных способностей учащихся. Уроки истории, обществознания, на которых используются развивающие технологии, способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. Например, объявлена тема урока, ученики должны в течение 3-5 минут составить вопросы к ней, выделить среди них главные, второстепенные, самые интересные, оригинальные и т.д. Умение задавать вопросы - это важное свойство мыслящего ученика. «О человеке судят не столько по ответам, а сколько по вопросам!» - отмечали античные мыслители. Развитие этого навыка важно для личности, культуры межличностного общения. При выполнении данного задания ребята составляют вопросы письменно, что гораздо труднее, чем спросить устно, но более эффективно для развития навыка. В результате систематизации вопросов, их анализа у детей развиваются логическое, творческое, нестандартное виды мышления.

Например, на уроке по теме «Жизнь первобытных людей» пятиклассникам предлагается определить пропущенные слова в отрывке из знаменитой поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей»:

Люди еще не умели с... (1) обращаться, и ... (2),

Снятые с диких зверей, не служили

одеждой их телу;

В рощах, в лесах или горных

они обитали ... (3)

И укрывали в кустах свои заскорузлые

члены,

Ежели их застигали дожди или ветра

порывы...

На несказанную силу в руках

и в ногах полагаясь,

Дикие породы ... (4) по лесам они

гнали,били

Крепким тяжелым ... (5) и бросали

в них меткие ... (6)

Многих сражали они, от иных же

старались укрыться...

Ответы: 1 - огонь, 2 - шкуры, 3 - пещеры, 4 - звери, 5 - дубье, 6 - камни.

Выполнение данного задания, а затем и его обсуждение помогают выявить исходное противоречие (бессилие человека перед силами природы на заре человеческой истории и его всемогущество сегодня). Из этого противоречия выводится и учебная задача урока (почему человек стал хозяином планеты Земля?), которая потом решается учащимися на этапе собственно учебных действий.

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы, который активизирует познание учеников и делает более осмысленным и прочным усвоение знаний. Способы создания проблемных ситуаций: способ аналогии, аналитико-синтетический способ, отыскивание причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление, и др. Например: тема «Россия в 90-е годы ХХ века» в 11-м классе.

С целью сравнения реформ П.Столыпина, Е.Гайдара учащимся предлагается таблица «Цели и результаты реформаторской деятельности П.Столыпина и Е.Гайдара», которую учащиеся внимательно изучают, выявляют общее и различия в целях, результатах данных реформ. Далее начинается активное обсуждение по следующим вопросам:

Могли бы вы дополнить данную таблицу?

Что вы знаете о реформах Столыпина и Гайдара? Что в них общего и каковы основные различия?

Какую из этих реформ вы считаете наиболее успешной? Почему?

Какие другие реформы, наиболее важные в истории нашей страны, вы можете назвать? Насколько они были успешнее?

Как соотносятся революция и реформа в развитии государственности?

При использовании аналитико-синтетического способа подростки самостоятельно исследуют явления и факты, делают необходимые выводы.

Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых.

Известный ученый-физик А.Эйнштейн утверждал: «Национализм - детская болезнь, корь человечества». Почему так считал ученый?

Мартин Лютер Кинг отмечал: «Бунты - язык тех, кого не выслушали». Согласны ли вы с ним? Почему?

Ш.Монтескье указывал: «Чтобы сорвать яблоко, заставляют срубить яблоню. Вот формула деспотизма». Прав ли Монтескье?

Пифагор подчеркивал: «При деспотизме народ есть ползающий червь, который позволяет давить себя; при республике - это медведь, пожирающий своих вожаков».

Такая система вопросов позволяет сформировать у детей навыки алгоритмизации вопросов.

Согласны ли вы с данным высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

Можем ли мы судить по этому высказыванию об отношении автора к проблеме?

Сравните ваше определение с высказыванием данного автора.

Сравните два высказывания, найдите общее и различия.

Какую идеологию отражает данное высказывание?

Какие ценности отражены автором в данном высказывании?

Поиски причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление, на основе анализа текстов документов используется как проблемная ситуация.

В качестве примера можно привести эпизод из урока по теме «Демократия». В качестве раздаточного материала предлагается отрывок из документа «Демократия на распутье» П.Новгородцева:

«Пока демократии ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха; но она перестала быть здесь предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что как всякое земное установление она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить».

Вопросы обсуждения:

В чем автор видит суть демократии?

Почему демократия часто становится предметом страха, поклонения или даже ненависти?

Что вы можете сказать о недостатках демократии и ее достоинствах?

А.Пятигорский. «Избранные труды»:

«Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия - не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана несвободными людьми... Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал «абсолютно частной жизни» может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом...»

С чего начинается демократия?

Насколько мысли автора о демократии актуальны для современного мира и России в частности?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли вы с мыслями автора по этому вопросу?

Сравнить позиции авторов разных документов по одному вопросу.

Самостоятельно составить вопросы к документу и сравнить их с имеющимися вопросами.

Сформулировать в одном предложении суть документа.

Разделить несколько документов на части и предложить группам учащихся, у каждой из которых будет только одна часть, собрать документ.

Дать группе первую часть документа и предложить его дописать, затем сравнить полученный вариант с авторским.

В результате: создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует мобилизации личных знаний; проявляются сообразительность, смекалка, находчивость, нестандартность, т.е. творческий подход, способствующий развитию творческих способностей; активизируется познавательная деятельность учащихся.

Школьники ищут выход, рассуждают, переживают радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

С целью оптимизации учебно-познавательной деятельности широко применяется метод блочного обучения при изучении истории Татарстана. Например, тема «Наш край в ХIХ - ХХ веках» изучается на основе краеведческого материала.

На втором этапе проводится семинар с использованием разнообразных источников, приглашаются авторы публикаций по локальной истории, любители-краеведы. На третьем - творческом - этапе ребята по выбору либо пишут проблемное эссе, либо оформляют стенд для школьного музея, выступают с беседами перед младшими школьниками или проводят экскурсию в школьном музее.

Метод блочного изучения позволяет: активно включать национально-региональный компонент, формировать, развивать и совершенствовать интеллектуальные способности, определенные познавательные умения, оптимизировать деятельностный подход в историческом образовании, воспитывать гражданственность и патриотизм учащихся.

Одним из условий активизации познания является лекционно-семинарско-зачетная система. Она формирует навыки самостоятельной работы с источниками, умения отбирать нужную информацию, усвоения ее, использовать в отстаивании своей точки зрения в проблемных вопросах. В лекциях отражается процесс размышления, рассуждения учителя о сложных противоречивых событиях, явлениях, личностях; показывается развитие России в контексте мировой истории, вычленяются ее особенности, общее и различия. Лекция выступает в роли катализатора мотивации учащихся к самостоятельному изучению данной темы. Семинар обычно проходит в виде групповой работы по интересующим проблемам. Такая организация работы способствует формированию навыков самостоятельной работы с источниками.

Применяемая коммуникативно-развивающая технология играет большую роль в развитии личности учеников.

Используются активные и интерактивные формы уроков и занятий: урок-дискуссия, урок-диалог, деловые и ролевые игры, импровизированные дебаты, моделирование ситуаций, уроки конференции, тренинги - это эффективные средства коммуникативной деятельности, способствующие развитию коммуникативных способностей, коммуникативных умений и навыков. Активно внедряется диалог. Это совместное обсуждение проблемы, основанное на равенстве, взаимопонимании, доверии. В ходе его развиваются аналитические, синтетические, оценочные навыки. Например, когда определяются негативные или позитивные последствия какого-либо исторического события, дается характеристика личных качеств исторических деятелей.

Таким образом они учатся позитивно мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Согласно мнению известного ученого В.Габдулхакова коммуникативная деятельность способствует развитию у детей навыков рефлексии, самоорганизации, саморегулирования.

Рефлексия, как известно, - это анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности («остановиться, оглянуться»). Этот метод развивает у учащихся умение самоанализа, самоконтроля, использовать свой внутренний потенциал, самосознание. Механизм развития рефлексивных способностей:

Личное рефлексивное поведение учителя, проявляющееся в искренности, доверительности отношений с учащимися.

Поощрение рефлективного поведения. Это прежде всего выражается в положительной реакции учителя на искреннее поведение ученика.

Рефлективные вопросы («Спроси себя»)

Что показалось вам сегодня самым трудным?

Что в изученном материале сегодня для вас самое главное?

Какие мысли созвучны с вашими?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Анкетирование («Свет мой, зеркальце, скажи!»).

Поощрение сомнений и критики. Поощрение свободного выражения незнания. («Я знаю только то, что ничего не знаю».)

Перемещение с позиции судьи и эксперта на позицию сотрудничества с учеником: «Давай подумаем, почему у нас с тобой сегодня не получилось».

Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, развиваются коммуникативные умения и навыки, что составляет основу коммуникативной культуры ребенка.

Галина БОНДАРЕВА, учитель истории и обществознания, Менделеевск, Татарстан