С античных времен известна клятва Гиппократа, которую возлагали на себя служители важнейшей - медицинской - науки. В клятве заключен моральный долг врачей перед обществом. Однако этот долг касается не только врачей, но и всех ученых. Наука везде и всюду стремится осчастливить человечество открытиями, изобретениями, постижением новых истин. А уже Энгельс отмечал, что наука за открытиями первой очереди не видит последствий второго и третьего порядка, которые не обязательно принесут людям благо. Науку нельзя считать аморальной, как считают радикальные противники развивающегося знания. Но она не может уклониться от фактической моральной ответственности за все свои результаты. Это касается всех, в том числе и гуманитарных, общественных наук, при помощи которых возникают идеологические направления в общественной жизни. Из коих нередко создается фундамент для тоталитарных систем, они служат идейной основой бесчеловечных социальных устройств.

История науки - это борьба чести и бесчестья, бескорыстия и алчности, мужества и конформизма. Как отмечал Гейне, наука для одних храм, а для других - дойная корова. Особая ответственность морального плана лежит на философии, ибо она познает не только всеобщую суть, интерпретирует сущность мира, но и является учением о его ценностях. В наше время выдвинут замечательный лозунг: «Наука должна идти к религии, а религия к науке». И этот синтез способна осуществить именно философская наука. Необходимость в надежном поиске истины подтверждается бесконечными трудностями текущей жизни людей. Мы отмечали, что проблемы клонирования (самовоспроизводства копий одного и того же человека искусственным внеполовым путем), эвтаназии (умерщвления по просьбе больного), замены органов в живом организме и, наконец, вопрос о практическом бессмертии - все они вошли в повестку дня практики современной науки. И позиция некоторых ученых порой настораживает и даже морально возмущает обширные социальные группы. (Даются прогнозы о возможности погромов отдельных научно-исследовательских институтов). Подобная проблематика в целом может разрешиться лишь через научное уяснение картины мира и происходящих в нем процессов. Иначе из круга морально-социальных проблем не выйти. Здесь научное, философское и религиозное знание действительно не обойдутся друг без друга. Все моральные надежды на их союз.

Владимир ЖАРИНОВ, профессор Академии русских предпринимателей