Профильное лицо лицея

Анна Каспаринская работает в многопрофильном лицее городского подчинения, в котором объединены шесть направлений, или шесть факультетов. Обучение идет с восьмого по одиннадцатый класс, тут много классов, предметов, элективных курсов, есть обширная экспериментальная и проектная деятельность. В таком лицее по определению нельзя работать плохо, нетворчески, не привнося в общее дело своего вклада. У Анны Юрьевны ее вклад - преподавание биологии.

Если спросить человека, говорит она, какие эмоции у него возникают, когда он слышит слово «биология», то для одного биология будет «Ах!», для другого - «Ох!», третий будет к ней безразличен, поэтому, рассказывая о своем педагогическом опыте, Анна Каспаринская говорила и об опыте работы своих коллег:

- Многие мои московские педагоги на конкурсе говорили: «Биология - не мой профиль!», многие дети говорят так же, хотя для меня это, конечно же, странно. Ведь биология - наука о жизни. Я и мои коллеги считаем для себя главным сбалансированность биологического образования в нашем лицее. Различие проявляется не только и не столько в количестве часов, которые отводятся на преподавание, а также в форме и в содержании передачи информации. Углубленное изучение биологии мы реализуем на биолого-химическом факультете лицея. Оно ориентировано, в первую очередь, на детей, специальность которых в будущем - медицина, биология, экология, и для тех детей, которые просто обращены лицом к природе. Необходимо отметить, что наш лицей широко использует возможности Московского городского Дворца творчества детей и юношества на Воробьевых горах, на территории которого мы базируемся. Биолого-химический факультет тесно сотрудничает с центром экологического образования Дворца, поэтому мы имеем возможность использовать его уникальную методическую и дидактическую базу. Например, наша коллекция растений - оранжерея - занимает четвертое место в России и третье место в Москве. Это и многое другое позволяет не только обеспечить профильное изучение предметов, но и сделать биологию более привлекательной для таких детей, которых мы называем «небиологи» и у которых в силу разных причин сложилось фрагментарное представление об окружающей природе, окружающем мире. Для учащихся гуманитарных и технических направлений мы считаем необходимым адаптировать курс биологии, приблизить его к их пониманию, к их мироощущению, повышая тем самым уровень их биологической грамотности, стремясь научить их использовать полученные знания по биологии в повседневной жизни, а в будущем - в своей профессиональной деятельности. Но для нас адаптировать - не значит упростить. У своих учеников я стараюсь сформировать убеждение, что биология может выполнять роль стержня, объединяющего многие науки и все сферы человеческой деятельности. Такие интегральные науки, как биохимия, биофизика, развиваются многие десятки лет и хорошо известны. В последнее время появились такие новые симбиозы, как биоинформатика, биоинженерия, биополитика, биотехнологии, бионика, биоэтика и даже биопоэтика. Все эти дисциплины расширяют горизонты приложения творческих и аналитических возможностей наших учеников, влияют на развитие их мировоззрения. Мои ученики привлечены к выполнению большого количества проектных работ, что повышает их мотивацию к изучению предмета. Мои ученики активно участвуют в городском конкурсе исследовательских и реферативных работ «Мы и биосфера». Диапазон работ очень широк. Еще одна важная форма нашей деятельности, которая открывает для наших учеников не только новые возможности для получения знаний, но и отдыха, - летние (туристические, экологические и даже археологические) экспедиции.

Мы не в клетке, клетки внутри нас

Конкурсный урок Анны Каспаринской был посвящен, как она сама сказала, основополагающему моменту в жизни людей живой системы - клетке. На вопрос, почему именно эту тему она показала жюри, Анна Юрьевна ответила просто: «Я ее люблю!»

В самом деле, давно известно, что наш организм состоит из клеток, и 150 лет наблюдений привели к тому, что в 1838 году немецкие ученые наконец сформулировали клеточную теорию. Из четырех положений этой теории Анна Юрьевна рассмотрела со своими учениками два. Первое: клетка - структурная и функциональная единица всего живого. Второе - новая клетка образуется путем деления исходных клеток. Вокруг этих двух положений и было выстроено обсуждение на уроке. Оно неожиданно стало довольно сложным, поскольку взрослые ученики - участники конкурса, как и многие люди, далеки от биологии, этой очень важной для нашей жизни науки.

Важный предмет показался сложным

Сложность материала, предложенного для изучения, несколько смутила жюри. Хотя в лицее «Воробьевы горы», где есть профильное обучение, с таким материалом легко справляются ученики старших классов.

- Почему вы задали сразу такой высокий уровень, а не дали, скажем, определение того, что такое клетка и какими они бывают?

- Этой теме в учебном плане предшествует большая подготовительная работа, в ходе которой мы говорим, что такое клетка, подробно изучаем ее строение, характеризуем различные клетки. Мне хотелось на конкурсном уроке рассмотреть процесс преемственности, передачи информации от одной клетки к другой. Поэтому на все остальное у меня времени не было.

- Как вы мотивировали учащихся в данном уроке к изучению биологии?

- Мне кажется, что последняя часть урока - заключительная - и должна была показать всю важность этой науки. Мотивация, на мой взгляд, в том, что учащимся должно быть интересно узнать, почему все-таки мы такие, почему у нас обновляются ткани, почему мы растем.

- У человека каждый день возникает миллион новых клеток, каждая имеет свой объем, вес. Как вы объясняете детям, почему с возникновением новых клеток человек не распухает?

- Потому что одновременно с появлением новых происходит и запрограммированная гибель других клеток.

- Какие методы обучения чаще всего вы используете в своей педагогической практике, как вы любите работать?

- Я люблю работать с доской и мелом, я люблю показывать все наглядно, потому что это позволяет представить воочию то, что происходит на разных этапах жизнедеятельности организма, клеток и так далее. Я люблю практические работы, которые, хотя нет пригодной технической базы, как в других школах, тем не менее удается проводить.

- Какое определение жизни вы даете детям?

- Это сложный философский вопрос - четкого определения жизни на уроке не звучит. Я им даю жизнь как совокупность многих факторов.

Что наша жизнь?

Приближение очередной глобальной катастрофы

При всей ужасности такого утверждения на самом деле такая опасность существует, и о ней говорила Анна Каспаринская в своей лекции:

- В современном обществе существует проблема, которая не только не решается, но и в подавляющем большинстве случаев даже не осознается как проблема. Это проблема биологической неграмотности. В последние годы наблюдается удручающая тенденция сокращения часов по биологии в школе, объединение ее с другими предметами. Такое положение дел приведет к тому, что биологический язык станет еще более непонятным для людей других профессий. А ведь от этих людей (хороших, образованных, благородных, но биологически неграмотных!) зависят судьбы других людей, страны, цивилизации. Можем ли мы допустить возникновение такой ситуации?!

Сегодня общепризнанным фактом стало приближение экологического кризиса. Почему это возможно? Обыватель ответит на это вопрос по-своему: интенсивная деятельность человека, вмешивающегося во все, приводит к тому, что уменьшается количество чистой воды, увеличивается концентрация углекислоты в атмосфере, налицо парниковый эффект, отрицательное воздействие вредных веществ. Он скажет так и будет прав.

Биолог же объяснит ситуацию тем, что природа развивается по своим законам, и грозящая нам экологическая катастрофа - вторая эволюционная экологическая катастрофа в истории Земли. Тут же возникнет вопрос: а когда же была первая такая катастрофа?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на два миллиарда лет назад. На Земле царствуют микроорганизмы, их эволюция направлена на поиск новых источников энергии, и они находят новый энергетический ресурс - атомы водорода, затем легкодоступный источник водорода - воду, и интенсивно его используют. Но микроорганизмы не обладают разумом и не могут предусмотреть, что побочный продукт их жизнедеятельности - кислород - окажется для них ядом и в конечном итоге убьет их. Концентрация кислорода в атмосфере достигла 20 процентов, и от 95 до 99 процентов анаэробных бактерий вымерли. Так случился первый эволюционный экологический кризис и изменилось равновесие существ во всех средах жизни. Оставшиеся приспособились и выжили.

Сегодня, как кажется, ситуация повторяется. Для удовлетворения своих потребностей люди с нарастающей силой разрабатывают ресурсы, проникнув в самую суть вещей, они изобрели атомную энергетику, узнали тайны гена, полетели в космос, мы можем гордиться собой, скоростью научно-технического прогресса. Но глобальная индустриальная агрессия человека непереносима для природы, экологическое равновесие может вновь измениться, и человека в нем, по всей видимости, уже не будет. Дело в том, что человек может существовать при концентрации кислорода от 18 до 22 процентов. Мониторинг состояния окружающей среды в современной атмосфере снижается, приближаясь к 19 процентам.

Историческое время, в котором существует человеческая цивилизация, занимает меньше секунды в истории Земли. Все хорошее, что было создано на планете, было создано не нами и даже без нас. Наша цивилизация уходит своими корнями в природу, и именно природа наложила отпечаток на человеческую культуру, оказала влияние на все творения искусства и научные свершения. Так имеем ли мы право разрушать то, что нам не под силу создать самим?!

28 октября 1982 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы. Золотыми буквами на четырех колоннах здания ЮНЕСКО в Найроби выбиты слова: «Человечество - часть природы, и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем - источника энергии и питательных веществ». И еще: «Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, по крайней мере, на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания; необходимые для этого среды обитания следует сохранять».

Таким образом, так же, как сегодня, активно защищаются естественные права человека, провозглашенные Декларацией прав человека, мы должны последовательно защищать и права природы.

По прогнозам специалистов, запасов чистой воды, пригодной для питья всем людям, осталось на 20 лет.

По мнению Комиссии по биологическому образованию при ЮНЕСКО, назрела необходимость введения нового предмета - интегративной биологии. Основная ее задача - формирование междисциплинарного системного подхода, ликвидация биологической неграмотности, развитие биоцентрического мышления, нравственного отношения к природе и ответственности за принятие решений.

Поль Анри Гольбах считал, что «Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы». Эту ситуацию нужно изменить, вспомнив, что у нас есть разум, и превратить биологию из науки о жизни в науку для жизни.

Воды не пейте, не делите атом,

Забудьте про технический

прогресс.

Замрите тихо на своей кровати

Иль на подножный корм уйдите

в лес.

Дышите глубже - вы пока живете,

Но завтра ваш убийца-кислород

Отравит жизнь, и вы азот

вдохнете.

А что за жизнь, когда сплошной

азот?

Не верьте в то, что мы - венцы

творенья,

Что гордость есть особая у нас.

Прилежнее займитесь изученьем

Того, что в вас и окружает нас.

Взберитесь медленно

на Воробьевы горы,

Найдя в лицее подходящий

класс,

Поймете: биология - не горе,

А лишь рецепт спасения для вас.