Несколько последних лет мы считаем особенно значимыми для нашей системы образования. Я хочу отметить, что вместе с Московской городской Думой была проведена важнейшая работа по совершенствованию законодательной базы. В результате были приняты базовый закон «О развитии образования в Москве», законы об общем, начальном и среднем профессиональном образовании, комплексные программы поддержки педагогических кадров, развития профессионального образования и так далее. Думаю, что все стоящие перед нами задачи будут решены благодаря особой заботе, которую проявляет город о подрастающем поколении. В центре внимания не только учителей, не только родителей, но и всего общества должен быть ребенок, его здоровье, воспитание, социальная обустроенность, морально-нравственное формирование и та атмосфера, в которой это происходит, защита ребенка от всего того, что может испортить его жизнь.

В 2007 году событием в городе станет то, что последует за объявлением Юрием Михайловичем Лужковым этого года Годом ребенка. В сентябре правительство Москвы рассмотрит комплексную программу дополнительных мер по поддержке семей с детьми и созданию благоприятных условий для развития семейных форм воспитания, становления личности ребенка. Это одна из самых масштабных межведомственных программ, которые будут приняты правительством Москвы, она составлена с учетом серьезных, продуманных предложений не только комплекса социальной сферы, но и всех комплексов нашего городского хозяйства.

Уже ведется работа по формированию концепции «Школы будущего», и мы выделили из городского бюджета еще 400 миллионов рублей для того, чтобы лучшие школы-победители получили средства для реализации концепции «Школы будущего».

На будущий год запланировано почти 600 миллионов рублей для создания «Города образования, науки, инноваций» на ВВЦ. Одним из инициаторов постановки этого вопроса на заседании правительства Москвы была Зинаида Федоровна Драгункина, член Совета Федерации от Москвы. Юрий Михайлович сразу поддержал это предложение, и, думаю, в 2007 году мы получим замечательный, принципиально новый центр, который учителя смогут использовать для того, чтобы углублять знания своих учеников по разнообразным предметам. В Царицыне также отведена площадка для строительства центра, который называется «Технорама» и будет также работать в этой области, но с совершенно иными интеллектуальными и творческими подходами.

Константин Сергеевич Станиславский при общении со своими студентами, будущими артистами, очень часто задавал вопрос: «Какое чувство испытывает птица, когда она хочет взлететь?» Одни говорили, что она расправляет крылья, другие - занимает стойку, третьи - чистит перья, четвертые - берет дыхание. Станиславский же говорил так: «Для того, чтобы птица взлетела, она должна быть гордой!»

Для того чтобы взлетели наши дети в большую жизнь, кроме знаний, кроме всего того, что мы им даем с точки зрения ценностной и других ориентаций, они должны иметь гордость. Они должны быть горды за свою страну, за свой город, за ту школу, за тот коллектив, за тех учителей, у которых им посчастливилось учиться.

Эту гордость мы должны воспитывать. Мы создали московский Музей образования, в котором есть очень многое из того, чем мы можем и должны гордиться. Нужно дать ребенку возможность гордиться тем прошлым опытом поколений, помочь найти свое место в будущем. Это огромная работа, которая требует и методического обеспечения, и продумывания, и прогнозирования тех результатов, которые будут получены.

Город, в котором мы живем, очень сложный: на территории одного мегаполиса проживают 160 наций. Мы должны понимать, что, с одной стороны, должны создавать школы с этнокультурным компонентом, а с другой стороны, воспитывать детей в духе интернационализма, уважения к другим нациям, толерантности в общении с людьми. Это две важные составляющие, которые нужно рассматривать вместе и развивать параллельно.

Мы испытываем чувство перспективы потому, что понимаем: у нас еще очень много задач, еще многое не решено, еще многое нужно сделать для того, чтобы образование было для каждого юного москвича действительно доступным и качественным.

Я желаю успеха каждому директору, каждому педагогу, каждому работнику школ и профессиональных колледжей, системы дошкольного, высшего и дополнительного образования.

Я желаю успеха Департаменту образования - нашему мощному и талантливому руководителю отрасли.