Досье «УГ»

Долгопрудный - молодой город, расположившийся в живописном месте зеленого пояса столицы. На юге он почти сливается с северными окраинами Москвы, с востока ограничен Савеловской железной дорогой, а с запада и севера - каналом имени Москвы и Клязьминским водохранилищем. Он получил свое название от находящихся поблизости Долгих прудов.

Долгопрудный - город с богатыми культурными традициями. Здесь

8 общеобразовательных школ,

2 гимназии, «Физтех-лицей», 2 школы с углубленным изучением предметов, прогимназия «Золотой ключик»,

19 детских дошкольных учреждений,

из которых 12 муниципальные, центр детского и юношеского творчества, детско-юношеская спортивная школа.

Большое внимание уделяется и развитию спорта. В городе действуют 2 стадиона, плавательный бассейн, всего 83 спортивных сооружения, в которых занимаются 7,8 тыс. человек. С октября 1999 года подростковые клубы преобразованы в Молодежный центр, где работают также молодежный турклуб, шахматный клуб, секция шашек.

Статус города Долгопрудный носит с 1957 года. Однако место, где сейчас расположен современный город, известно с XII века, о чем свидетельствует один из двух невысоких курганов XII века, сохранившийся на западном берегу речки Мерянки, в непосредственной близи к которой и был в 1931 году образован поселок. До определенного времени здесь были расположены лишь единичные поселки и хутора, и только в XIV веке появились господские дома с небольшими поселениями. С начала XVII века известна по документам деревня Виноградово, ею владел Гаврила Григорьевич Пушкин, далекий предок великого русского поэта. Историки предполагают, что знаменитая каменная церковь в Виноградове была построена в 1696 году. В дальнейшем Виноградово не раз переходило из одних именитых рук в другие, пока не оказалось в результате у жены суворовского полковника Елены Бенкендорф.

В 60-70-х годах XVIII века в поместье строится знаменитая усадьба Виноградово с дополняющим ее архитектурным ансамблем. В 1777-м рядом с домом вырастает новая Владимирская церковь. И усадьба становится местом отдохновения многих знаменитостей того времени: Анненковых, Веневитиновых, Вяземских, Голицыных, Карамзиных, Луниных, Татищевых, Херасковых и других. Имение не раз впоследствии фигурировало в исторических очерках - и войны 1812 года, и позднейших событий. А после Октябрьской революции Виноградово было национализировано и превращено в совхоз «Долгие пруды». Дальнейшее развитие города связано в основном с промышленностью, научной деятельностью и дирижаблестроением. В июле 1935 года этому стремительно развивающемуся производящему дирижабли местечку был присвоен статус рабочего поселка и дано официальное название Дирижаблестрой. В 1937-м в поселке случилось радостное событие - была построена первая кирпичная школа, которая сейчас стала пятой. А в августе 1938 года поселок стал Долгопрудным, поскольку строительство дирижаблей было приостановлено.

Можно, конечно, говорить о том, что особый статус Долгопрудного как наукограда заставляет ребят стремиться к овладению знаниями. Его традиции и слава Московского физико-технического института не позволяют относиться к учебе иначе: высокая образованность - своеобразная визитная карточка города. Но высоким результатам способствует и специальная программа для одаренных детей, которой руководствуются педагоги 5-й. В чем ее секрет я попыталась разобраться с помощью директора школы Евгении Ермачковой и «пятерочных» учителей.

- На мой взгляд, - говорит Евгения Григорьевна, - все дети одаренные. Наша задача детей развить и поставить их в такие условия, чтобы они свою одаренность проявили. Мы в своей школе при Московском физико-математическом университете отбираем детей, имеющих способности к математике и физике. И, кстати, такие дети, как правило, одаренные во всем. Они играют на скрипке, занимаются спортом. Начальная школа начинается со специальной программы по развитию детей. У нас учитель начальной школы, как маленький директор в своем классе. Он сначала изучает детей, затем подбирает им программу. Так все направлено на развитие ребенка, чтобы он полностью раскрылся и смог проявить все способности, какие только у него есть. Студенты физтеха ведут в классах начальной школы уроки занимательной математики.

К разговору подключилась педагог начальной школы Людмила Карцева. Она с воодушевлением рассказала о том, что не только физике и математике учат детей.

- У нас есть разные курсы, которые помогли бы найти у каждого ребенка свою одаренность. Преподается музыка, психология, информатика, экономика, история, география, хореография. Дети очень любят бальные танцы. И все это с первого класса. Но это сбалансировано так, чтобы не перегрузить детей. Начальная школа - это прежде всего развитие. В школе есть группа продленного дня, где ребята гуляют, обедают, занимаются. Для многих родителей это мечта. Мы работаем по такой программе уже много лет. Предметы все укладываются. Но основа - все равно физика и математика. А еще информатика, которая у нас идет не просто как программирование, а в играх и задачах. Не только работа с компьютером, а именно с логическими задачами.

- Мы учим тому, что на математику ложится все: если научился математике, то сможешь освоить любой другой предмет. Главное - научить математике. Это наша задача! -добавила Ермачкова.

Для любой школы очень показательно, когда в нее возвращаются ученики уже в роли учителей. К разговору подключилась выпускница школы, а ныне студентка МГУ и преподаватель математики Татьяна Стариковская:

- Моя главная задача - влюбить детей в математику. Я работаю в третьем классе и сталкиваюсь с тем, что математика - проблема для многих маленьких детей. А когда у них что-то не получается, они перестают стараться, сдаются, особенно девочки. Мне важно доказать им, что математика может быть не только сложной и занудной, но и интересной. Раскладываем, например, кубики. Чтобы показать им наглядно, что же такое математика. Этому меня научил мой преподаватель по стереометрии, лидер национальной команды России на международной олимпиаде Назар Хангельдыевич Агаканов. Он учил наглядно. У нас была своя терминология, этакие тайны между детьми и преподавателем, например, «классный журнал - угол». Лето мы отработали в летней физико-математической школе. Она существует уже 15 лет. Дети традиционно выезжают на природу, катаются на яхтах, отдыхают и, конечно, учатся.

Важное место в работе летней школы занимает воспитание детей. Много внимания уделяется гигиене. Чистота - залог здоровья. И еще в школе есть сложившаяся традиция - выпускники нашей школы обязательно работают в течение года с детьми. Дети всегда больше любят молодых. Да и для учителя подарок, когда в класс приходит студент. А дети у нас обласканы учителями, и поэтому молодых они не обижают. В начальной школе девять классов. И в каждом работает молодой преподаватель. А с пятого по одиннадцатый класс молодежь ведет кружки. Коллектив школы - 100 человек. Большая часть - преподаватели физтеха и выпускники-студенты, - рассказала Евгения Григорьевна.

О поступлении в вузы после окончания этой школы поведала Татьяна Стариковская. Она совсем недавно прошла путь от школьницы до студентки МГУ, и в памяти еще свежи воспоминания о своей бытности абитуриентом.

- Из 28 человек в классе 21 поступили на физтех. Несколько ребят поступили в Бауманский институт, и я одна поступила на мехмат МГУ. Девочек в школе гораздо меньше, чем мальчиков. Так что о девочках у нас заботятся особо.

Ее дочь Ольга, ученица 10-го класса, радостно поддерживает маму:

- Ой, да у нас у всех вообще особые отношения между собой, где вы еще увидите такую связь между учениками и учителями, как у нас?! Мы стараемся избегать конфликтов и разночтений, зачем, нам некогда заниматься глупостями. Нам нужно учиться, и мы стараемся делать это весело, так лучше все усваивается. И судя по отзывам наших выпускников, у всех, кто окончил 5-ю, прекрасные воспоминания о проведенных здесь годах. А их, я уверена, не заменит ничто.

5-я славится своими победами. Губернатор Московской области Борис Громов каждый год устраивает прием для победителей олимпиад, делает детям подарки и дает им напутствие в учебе. Каждому победителю платят стипендию 400 рублей в месяц в течение года.

- Я считаю, что с олимпиад начинается основное развитие детей, - размышляет Ермачкова. - Начиная с седьмого класса, они обязательно должны побывать на олимпиадах. Без этого нельзя! Нужно встречаться, общаться, побеждать! Наши дети участвуют в разных олимпиадах. В том числе и за рубежом. Ученики привозят награды из Китая. Зарубежных гостей, коих немало бывает у нас, поражает атмосфера в школе. Ребята с ними говорят на английском языке. Но самое главное - беречь детей, не перегружать их!