Школа №3 появилась здесь в 1961 году, в 1995-м она получила статус гимназии. В радостный ярко-оранжево-желтый холл ежедневно входит около девятисот гимназистов. Директор третьей Людмила Данилина говорит, что это буйство красок пробуждает ребят ото сна и дарит им положительный заряд на весь день. А уж после того как взбодрились, они вполне готовы к любым подвигам.

В гимназии создана такая среда, где ученик может попробовать себя во многих качествах, где его хорошо знают и заинтересованы в его развитии, а главное - могут помочь ему в самоопределении.

Именно создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности гимназиста стало основной целью гимназии. И это дает свои плоды. Третью закончили герой России, заслуженный летчик-испытатель Марат Алыков, герой России, воин-интернационалист Олег Кублин, главный звукорежиссер Кремлевского Дворца съездов Анна Першина, киноактриса Ирина Рахманова.

Уважение личности ученика и учителя в традициях гимназии. Возможно, поэтому построенное три года назад здание выглядит внутри как новенькое: стены не расписаны, и никто не подумал отколупать краску с фиолетовых перил. А в холлах стоят аккуратненькие диванчики и теннисные столы. Есть и бильярдный, купленный ребятами на заработанные на практике деньги. А уж прелестный зимний сад, созданный теперь уже выпускниками школы, завораживает журчанием почти реальной воды, текущей сквозь игрушечные жернова миниатюрной мельницы, и привлекает не только восторженных созерцателей, но и новых цветоводов-энтузиастов.

Уважение друг к другу позволяет учителям и ученикам сражаться на подмостках в КВН и проводить дни самоуправления, когда учителя доверяют своим умненьким-разумненьким воспитанникам разрешать каверзные административно-педагогические ситуации самостоятельно. В третьей считают, что все проблемные моменты можно решить за «круглым столом», посвященным вопросу, что же мешает творческому общению учителя и ученика? Но ответ на него очевиден: ничего!

На протяжении многих лет школа сохраняет контингент учащихся, мотивированных на получение углубленного образования. Результатом этого является стабильное успешное выступление гимназистов на олимпиадах разного уровня. Есть призеры международных, всероссийских, областных интеллектуальных состязаний. В прошлом году третья чествовала аж двенадцать победителей сразу - для одной школы, пожалуй, это редкость. Одиннадцатиклассник Сергей Лисаков уже дважды доставлял родной гимназии радость олимпийской победы. В уходящем году он занял 2-е место на Всероссийской олимпиаде по астрономии и физике космоса.

К когорте увлеченных познанием здесь привлекают с малолетства. Все начинается еще с сотрудничества с детским садом №37. Создаются группы подготовки «Дошколенок», проводятся собрания родителей малышни. Карапузы приходят на уроки к «солидным» первоклашкам и учатся наряду с ними быть учениками. Поднимают руку, выходят к доске - обретают навыки поведения на уроке. С ними проводятся индивидуальные консультации школьного психолога о готовности к школе.

Родители становятся полноправными членами общества третьей еще на подходе ребенка к школе. Они наблюдают за учителями на открытых уроках, примериваются, выбирают, высказывают свои пожелания.

Традиционные торжества отмечают с размахом: праздники осени, урожая, азбуки, Новый год, последний звонок, выпускной вечер. Дни знаний, учителя, гимназии, матери, науки, смеха, театра, туриста, святого Валентина, встречи с выпускниками, здоровья, защитника Отечества, 8 Марта, космонавтики, Победы.

В День науки в гимназии проходят научно-практические конференции, защищаются проектные работы, такие, например, как «Дополнение к уравнению Эйнштейна для оценки времени при неточной измерительной информатике». Ребята любят участвовать в интеллектуальных играх «Колесо истории», «Умники и умницы», предметных турнирах и конкурсах.

Нравится ребятам участвовать, еще больше нравится побеждать. Приятно получать грамоты и дипломы на городских конкурсах сочинений «Моя любимая бабушка» или «Моя будущая профессия», рисунков «Сохраним этот мир», на фестивале детского творчества «Звездопад».

Гимназисты третьей становятся лауреатами областных конкурсов вокального искусства, танцевальных коллективов, патриотической песни. На первом областном губернаторском конкурсе патриотической песни «С чего начинается Родина» хор гимназии стал призером. Вообще воспитанию чувства отчизны здесь уделяют особое внимание. Всегда желанные гости в третьей ветераны, нередки походы учеников по местам боевой славы.

Каждый год в феврале гимназия играет в «Зарницу». Армии учащихся 6-8-х классов соревнуются в умении строить снежные крепости, ориентироваться на местности. Гимназисты с увлечением ищут мины, проходят дистанцию на лыжах, читают топографические карты, выпускают боевой листок и аппетитно уминают солдатский обед.

Растут ребята, взрослеют, поступают в престижные вузы. А учителя, взрастившие их, копят опыт общения, вынашивают новые идеи, как сделать образование еще более интересным и идти в ногу со временем. На базе гимназии регулярно проходят областные и городские семинары для директоров, их замов и учителей по темам: «Организация управления инновационными процессами», «Управление качеством образования», «Исследовательская деятельность ученика», «Проблемный подход в обучении младших школьников». Школа вообще работает в весьма тесном контакте с ведущими специалистами в области образования.

В настоящее время в гимназии планируется модернизация программ профильного образования, создание индивидуальных планов. Предполагается ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий (модульной, рейтинговой, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах).

С 2004 года третья является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Формирование личности ребенка как субъекта собственного образования и развития». Здесь создана организационная структура, координирующая инновационную деятельность, научное сопровождение которой осуществляют ФАПК и ППРО. Ведь для того чтобы подготовить ребенка к его великим делам, следует так тщательно продумать стратегию, как его пробудить для этого, вести в дальнейшем и по какому пути это сделать вернее всего.