Основная идеологическая составляющая приоритетного национального проекта - это поддержка лидеров образования, предполагающая сосредоточение ресурсов на отдельных, стратегически наиболее важных направлениях. Значительный вклад в уже имеющиеся зоны «прорыва» вносит серьезные позитивные изменения во всей системе.

Для того чтобы все идеи проекта смогли быть реализованы в Московской области в 2006-2007 годах, определили основные задачи для выполнения. Ими стали выплаты денежного вознаграждения за классное руководство и высокое педагогическое мастерство, поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования, информатизация, поставка сельских школьных автобусов, оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и поддержка талантливой молодежи.

Самый классный классный

Одно из первых направлений связано с повышением уровня воспитательной работы в школах. Подчеркнуть и усилить значение воспитательной роли учителя и школы можно уже и тем, например, что классному руководителю ежемесячно выплачивается 1000 рублей за его вклад. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено финансирование в объеме 304 миллиона 872 тысячи рублей.

Доплаты за классное руководство в Московской области получают 30122 педагога. Помимо выплат из федерального бюджета педагогическим работникам Московской области выплачиваются надбавки к заработной плате из консолидированного бюджета Московской области.

По оперативным данным, средняя заработная плата учителей, не ведущих класс, на 1 июня составила 10200 рублей в месяц, а занятых классным руководством - около 11000 рублей в месяц.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части обновления функций и расширения деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях был проведен ряд мероприятий организационно-методического характера:

1.Подготовлены и направлены в муниципальные образования для использования и апробации:

методические рекомендации «Классный руководитель в системе школьного образования», разработанные Педагогической академией последипломного образования Московской области;

информационно-методическое письмо о работе классных руководителей в общеобразовательных учреждениях;

материалы из опыта организации работы классных воспитателей в муниципальных общеобразовательных учреждениях области (г. Лобня, Егорьевский район).

2. Изучается опыт по научно-методическому обеспечению работы классных руководителей. В настоящее время проанализированы материалы, представленные 50 муниципальными образованиями.

3. Проведена инструктивная работа со специалистами муниципальных органов управления образованием по организации тематических совещаний, семинаров, методических объединений классных руководителей, подготовлена соответствующая нормативно-правовая база.

4. Продолжается работа с муниципальными органами управления образованием по определению перечня базовых образовательных учреждений для расширения методической работы с классными руководителями и распространения положительного опыта организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время в качестве базовых школ определены 129 школ из 43 муниципальных образований.

6. Подготовлен организационный проект и начата работа в базовых муниципальных образовательных учреждениях (Мытищинский, Рузский районы) по внедрению в практику работы классных руководителей методики проведения воспитательных мероприятий и родительских собраний с использованием комплекта видеофильмов «Уроки нравственности» (проект Российского детского фонда) и методических рекомендаций доктора педагогических наук, профессора, лауреата Премии Президента РФ Аллы Шемшуриной.

С этой целью приобретены комплекты видеофильмов «Уроки нравственности» и комплекты методических рекомендаций «Этическая грамматика» для 100 базовых муниципальных образовательных учреждений.

7. В мае в рамках стартовавшего данного организационного проекта в Одинцовском районе на базе лицея №6 для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих воспитательную работу, заместителей директоров базовых школ по воспитательной работе, руководителей районных или городских методических объединений классных руководителей были проведены два областных семинара по внедрению методик нравственно-этического воспитания в практику работы классных руководителей. В работе семинаров приняли участие около 400 специалистов системы образования из 68 территорий Московской области.

8. В продолжение этих семинаров по нравственно-этическому воспитанию в мае-июне 2006 года организованы зональные семинары для самих классных руководителей базовых школ, реализующих пилотный проект «Этическая грамматика» (на базе городов Жуковского и Черноголовки, а также Мытищинского, Рузского, Домодедовского, Егорьевского, Дмитровского районов).

Образец надо поддерживать

В результате конкурсного отбора определено 107 школ-победителей, получающих грант в размере 1 миллиона рублей каждая.

В настоящее время подписано соглашение правительства Московской области с Рособразованием о предоставлении Московской области субсидий в размере 107 миллионов рублей на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных и муниципальных учреждениях.

В качестве софинансирования по данному направлению будут приобретены предметные кабинеты (ориентировочная стоимость 500 тысяч рублей) для 66 школ, не вошедших в список победителей, а также учебно-наглядное оборудование для 107 школ-победителей (ориентировочной стоимостью в 200 тысяч рублей) - всего 54,4 миллиона рублей за счет областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы».

Все 107 школ станут ресурсными центрами развития образования как на муниципальном, так и на региональном уровне. Каждая школа сможет оптимально реализовать мероприятия, предусмотренные собственной инновационной образовательной программой. Это программы по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения. Спектр их широк - это здоровьесберегающие программы, программы, связанные с внедрением современных инфокоммуникативных технологий, программы развивающего обучения. Все они соответствуют задачам основных приоритетных направлений развития образовательной системы и реально используются в массовой педагогической практике. Для нас сегодня крайне важны инновационные программы, связанные с воспитанием, обучением, управлением в образовании, а также программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров образования.

Главными результатами внедрения инновационных образовательных программ являются высокое качество образования, сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и нравственного.

Основой для происходящих системных изменений является создание сети ресурсных центров развития образования на базе пилотных школ - победителей конкурсного отбора в рамках ПНПО, многие из которых уже в течение ряда лет ведут инновационную программную деятельность. Основные стратегические приоритеты этой деятельности сформулированы в областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы».

Уже сейчас заложена основа информационно-аналитической базы данных пилотных школ, систематизируются материалы по различным направлениям их деятельности, осуществляется мониторинг реализации инновационных программ и распространение результатов деятельности по ряду направлений. В конце мая с директорами школ-победителей конкурсного отбора был проведен серьезный семинар-совещание, на котором были определены основные предстоящие шаги по выстраиванию нового образовательного пространства области.

Характерно, что в конкурсе школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на муниципальном уровне участвовало свыше 500 общеобразовательных учреждений. Это свидетельствует об активной позиции педагогических коллективов и гражданских институтов, их выдвигающих.

У каждого своя изюминка

Из 107 победителей - 74 городские и 33 сельские школы.

У коллективов школ - разработчиков программ имеется ясное представление о том, какие условия необходимо создать для достижения данных целей. В наиболее общем виде это повышение качества образования, расширение спектра и обеспечение вариативного содержания программ как общего, так и дополнительного образования.

Целевые ориентиры программ предусматривают учет требований современного общества к выпускнику, содействие успешной адаптации и социализации учащихся, обеспечение социальных эффектов деятельности школы.

В лучших образцах программ продуктивно сочетаются интересы личности и общественного заказа как основание для определения приоритетных направлений развития школы, что можно увидеть на примере химкинского лицея №11.

Ведущие направления программ развития - это введение предпрофильной подготовки и профильного обучения; развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся. Особенную актуальность эта задача имеет для программ школ наукоградов, как, например, в гимназии №1 Жуковского, информатизация образовательного процесса, повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий.

Очень важно, что приоритеты развития школ не ограничиваются задачами обучения. В большинстве программ важнейшим направлением является создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий, модернизации содержания физической подготовки, обеспечение безопасности жизнедеятельности как в Липицкой школе, находящейся в Серпуховском районе.

Отрадно, что для многих программ значимой является категория «культуры». Этим может похвастаться Реутовский лицей.

Школы Подмосковья в лучшем смысле «не готовы» ограничить себя только подготовкой учащихся к вузу. Многие из них работают в режиме полного дня, оптимизируя блок дополнительного образования как интегрированный элемент непрерывного обучения. Примером может послужить Ново-Харитоновская школа Раменского района.

Программы развития включают в качестве приоритетов задачи развития кадрового потенциала и модернизации управления (школа имени В.М.Комарова Звездного городка Щелковского района).

Особое значение придается в программах развитию государственно-общественных форм управления, созданию управляющих советов, развитию ученического самоуправления. Это может проиллюстрировать лицей №6 в Дубне.

Анализ показал также, что приоритеты развития школ соответствуют приоритетным направлениям развития российского образования (определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и областной целевой программе «Развитие образования в Московской области»).

Данное соответствие - один из составляющих критериев конкурсного отбора. Для учреждений области этот критерий не стал сложным барьером. Основные приоритеты российского образования действительно являются ориентирами развития образовательных учреждений Московской области и успешно реализуются на практике.

Этот факт свидетельствует об эффективности региональной образовательной политики, воплощаемой в жизнь на всех уровнях - областном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.

Свою роль сыграли программы целевого повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, реализованные в рамках областной целевой программы развития образования и позволившие сориентировать руководителей учреждений в актуальных направлениях модернизации образования, оснастить необходимыми знаниями и технологиями.

Школы-победители являются экспериментальными площадками и ресурсными центрами муниципального, областного, а часто и федерального уровней. Это предполагает решение целого комплекса управленческих и методических задач. Поэтому в программах развития школ в качестве одного из приоритетных направлений развития предполагается как пример «создание условий для перехода на новый качественный уровень - ресурсного центра муниципальной системы образования». (Гимназия, г. Раменское).

Лучшие программы ориентированы на новое, отличное от прежнего, качество образования. В них прослеживается четкая связь «ресурсы - действия - ожидаемые результаты». Это позволяет надеяться, что грамотный текст, представленный на этапе конкурсного отбора, на этапе выполнения воплотится в реальные и заметные, качественные улучшения в школе. Они ожидают конкретный, измеряемый результат. И открыты для вовлечения в реализацию широкого круга людей, в том числе представителей общественности. Используются ресурсы социального партнерства, как, например, в Узуновской школе Серебряно-Прудского района.

В настоящее время Министерством образования Московской области подготовлены и поддержаны правительством Московской области предложения по созданию Центра организационного консультирования и кадровой поддержки инновационной деятельности на территории Московской области. В его работе будут задействованы МГОУ, Королевский институт управления, экономики и социологии и Международный университет природы, общества и человека «Дубна», а также Московский областной педагогический колледж в Серпухове. В 2006 и 2007 годах предусмотрена разработка программы развития высшего образования в Московской области и создание современных качественно новых бизнес-школ подготовки управленческих кадров на базе вузов областного подчинения.

«Посмотрите, вот он без страховки идет»

359 лучшим учителям за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Московская область обеспечивает выплату премий по 100000 рублей. Всего на это выделено 35,9 миллиона. К тому же энтузиасты своего дела поддерживаются именной премией губернатора. Их 200, и каждая из них составляет 40 тысяч рублей.

Губернатором Московской области принято решение о выплате в 2006-2007 учебном году вознаграждения в размере 60 тысяч всем 585 претендентам, принявшим участие в конкурсном отборе учителей на муниципальном и региональном уровнях. Эти учителя награждаются за ведение интенсивной методической работы по внедрению инновационных педагогических технологий в школьную практику.

Кроме того, всем 585 учителям за счет средств областного бюджета будут поставлены в кабинеты интерактивные доски.

Такая серьезная поддержка учительского корпуса Подмосковья связана, безусловно, с тем, что в настоящее время значительно возросла роль лучших учителей. И не только как носителей бесценного опыта практической педагогики, но и как людей, способных серьезно влиять на развитие и внедрение в обязательное каждодневное школьное обучение действительно новых педагогических технологий, и в том числе информационно-коммуникативных технологий. Крайне важно, чтобы школьники вырастали умом, нравственно и духовно, в условиях, максимально способствующих этой задаче, на образовательных технологиях не только сегодняшнего дня, но и дня будущего. Решающее слово здесь принадлежит первым лицам в образовании - школьным учителям. Именно поэтому правительство Московской области уделяет столько внимания поддержке учителей.

Что сегодня нужно школе?

Все 1680 школ будут подключены к широкополосной интернет-связи. В каждой из подключаемых школ устанавливается не менее одного автоматизированного рабочего места.

На 1 января 2006 года по системе образования Московской области модемный доступ к компьютерной сети есть в 1100 общеобразовательных учреждениях, а обеспеченность компьютерами (из расчета числа компьютеров на 100 учеников) составляет в школах 2,91 процента, в учреждениях НПО - 6,54 и 5,81 в СПО.

По мероприятиям ОЦП «Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годов» в образовательные учреждения Московской области произведена поставка компьютерного оборудования на сумму 39 миллионов рублей. В 2006 году в детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 мультимедийных комплекса (в каждом 1 медиапроектор). В межшкольные методические центры для поддержки информатизации образования - 9 комплектов серверного и коммуникационного оборудования. В государственные и муниципальные общеобразовательные школы - 9 компьютерных классов.

Подготовлен новый раздел в ОЦП «Электронное Подмосковье на период 2006-2009 годов», который одобрен правительством Московской области и внесен на рассмотрение в Московскую областную Думу по оснащению общеобразовательных учреждений - 170,3 миллиона рублей.

По проекту НФПК «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования» выделен грант на сумму 13,5 миллиона рублей. В рамках реализации этого проекта предстоит задача вооружить в конечном счете всех преподавателей области новыми образовательными технологиями. Будут созданы 24 межшкольных методических центра, в которых повысят квалификацию около 4000 педагогов, получат консультационную поддержку около 30000 педагогов. Охват территорий составит 60 процентов.

За счет федерального бюджета Московской области будут поставлены 38 школьных автобусов. Софинансирование Московской области составляет 22,56 миллиона рублей.

В рамках заключаемого в настоящее время соглашения между Федеральным агентством по образованию и правительством Московской области «О сотрудничестве по оснащению общеобразовательных учреждений в Московской области учебным, учебно-наглядным оборудованием и общеобразовательных учреждений в Московской области, расположенных в сельской местности, автобусами в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в общеобразовательные учреждения Московской области за счет средств федерального бюджета поступит около 84,7 миллиона рублей:

За счет средств областного бюджета выделяется софинансирование в размере 127,6 миллиона рублей. Сюда входит закупка и поставка учебного и учебно-наглядного оборудования.

Общий объем средств софинансирования за счет бюджета Московской области на приобретение учебно-наглядного оборудования и автобусов для сельских школ составляет 150,16 миллиона рублей (примерная стоимость оборудования и автобусов, закупаемых из федерального бюджета составляет 104 миллиона рублей).

Таким образом, общее финансирование направления составляет 213,7 миллиона рублей.

Молодым везде у нас дорога

Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи от 14 до 25 лет - учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций); молодых изобретателей и ученых; юных граждан, добившихся успехов в предпринимательской и другой общественно значимой деятельности.

Всего за 2006 год на все субъекты РФ выделяется 5550 грантов.

Из них: 1250 - премий 1-й степени в размере 60 тысяч рублей каждая - победителям и призерам международных и всероссийских конкурсов. 4100 премий 2-й степени - по 30 тысяч рублей каждая - призерам всероссийских, региональных и межрегиональных конкурсов.

Объем региональных квот для Московской области составляет 52 премии. По результатам 2006 года 60 кандидатов - победителей всероссийских и международных олимпиад могут претендовать на присуждение премии 1-й степени.

В настоящее время определен перечень семи региональных конкурсов для выдвижения присуждения грантов 52 победителям за счет региональной части федеральных квот. Из них по номинации «Художественное творчество»: 5 конкурсов (2 - Минобразования МО - «Юные таланты Московии» и «Студенческая весна», 2 - Минкультуры, 1 - Комитет по делам молодежи), по номинации «Спортивные достижения» - 2 конкурса - Комитет по физкультуре и спорту совместно с Минобразованием МО - летняя и зимняя спартакиада учащихся Московской области.

В Московской области учащимся и студентам ежегодно вручается 800 стипендий губернатора Московской области за успехи в области науки, искусства и спорта. В 2007 году предусмотрено выделение 1000 стипендий по 2000 рублей ежемесячно.

Установлены ежегодные стипендии «Подмосковье» для 150 студентов вузов и 100 научных грантов для студентов, аспирантов и докторантов.

Каждый из победителей всероссийских, международных предметных олимпиад, а также региональных конкурсов станет автоматически лауреатом стипендии губернатора Московской области и получит еще 24 тысячи рублей.

Отрадно, что работа над национальным проектом сблизила Министерство образования Московской области с муниципалитетами. Рождаются соглашения, которые доказывают, насколько вдумчиво стали относиться к образованию на местах. Проект стал пусковым механизмом системной модернизации образования через целый ряд серьезных изменений, которые должны произойти в деятельности как самих муниципальных систем, так и всех образовательных учреждений.

К основным и неотложным мерам относятся активизация деятельности органов государственно-общественного управления образованием и инновации образовательных учреждений. Развитие хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, процессов оптимизации их сети, обеспечивающих доступность качественного образования. Освоение современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные. Проектный подход к управлению образованием. Формы внешней, объективной, прозрачной, общественно-профессиональной экспертизы и оценки качества образования. Обеспечение доступа в интернет как средства расширения информационного поля педагогов. Повышение качества воспитательной работы в школе и открытости образования для общества, в том числе через подготовку образовательными учреждениями публичных докладов, сайтов. Усиление роли лучших учителей в организации методической работы с молодыми педагогами. Доступность качественного образования. Модернизация системы повышения квалификации и нахождение все новых и эффективных форм работы с одаренной молодежью.