Продолжение. Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14-16, 18-20, 21, 23-25, 28, 31, 33

Как мы выяснили во втором учебном элементе, взаимодействие с внешней средой является ключевым фактором существования любой организации. Организация, строго говоря, и существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестает это делать (например, образовательное учреждение или система образования не откликается на изменившиеся запросы людей, их сообществ, государства), то становится не нужной никому, кроме ее персонала. Кроме того, именно из внешней среды организация получает ресурсы для своей деятельности, именно в ней есть возможности для развития организации, из нее возникают угрозы ее функционированию и самому существованию.

Таким образом, переход на стратегическое управление в условиях рыночной экономики подразумевает существенную переориентацию деятельности руководителя (органа управления) с внутренней среды на внешнюю.

Поэтому данный приоритет стратегии регионального органа управления образованием состоит, по существу, в таком изменении механизмов взаимодействия с субъектами внешней среды, которое бы обеспечивало максимальный учет их спроса на образовательные услуги и содействовало преодолению внешних угроз.

На одном из семинаров директора школ и работники органов управления образованием жаловались на то, что родители не хотят помогать школам, что эту помощь приходится прямо-таки выбивать. Вопросу о том, в какой степени школы учитывают запросы родителей, многие участники семинара удивлялись: почему они должны учитывать запросы родителей? Этим коллегам пришлось объяснять, что образование - сфера услуг, что образование должно, а не образованию должны, что они обычно платят за устраивающую их стрижку в парикмахерской, а не за какую-нибудь стрижку. Кроме того, на серьезные вложения средств люди готовы идти только тогда, когда у них есть возможность участвовать в принятии решений об использовании этих средств. Поэтому взаимосвязанные вопросы увеличения помощи школам со стороны родителей и расширения влияния родителей (шире - местного сообщества) на то, что происходит в школах, становятся вопросом установления партнерских отношений.

Сегодня много говорится о развитии партнерских отношений в образовании. Партнерство - сложное и многоаспектное понятие. Но с управленческих позиций партнерство - взаимовыгодный обмен. Причем обмен не обязательно материальными благами: предметом обмена, например, может быть полномочие принятия некоторых решений.

В последнее время на федеральном уровне предприняты некоторые шаги, предполагающие развитие партнерских отношений сферы образования с субъектами внешней среды, привлечение в систему образования дополнительных ресурсов. Один из примеров - предполагаемое изменение закона об образовании и ряда подзаконных актов для создания таких механизмов. Речь, в частности, идет о существенном расширении полномочий советов общеобразовательных учреждений. Проекты соответствующего закона, а также положений уже подготовлены и обсуждаются. Представляем вам один из них.

Кейс № 4

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(извлечения)

1. Общие положения

1.3. В деятельности Совета реализуются права участников образовательного процесса и общества (местного сообщества) на участие в управлении государственным (муниципальным) общеобразовательным учреждением.

Деятельность Совета направлена на решение следующих задач:

1.3.1. Определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения;

1.3.2. Участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного стандарта общего образования и иных значимых составляющих образовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и другие);

1.3.3. Содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

1.3.4. Финансово-экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счет рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, его собственной доходной деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников; обеспечение прозрачности привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств;

1.3.5. Участие в формировании единоличного органа управления общеобразовательным учреждением и осуществление контроля за его деятельностью;

1.3.6. Контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.

2. Компетенция Совета

Совет в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением:

2.1. Принимает устав общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к нему и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;

2.2. Согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения);

2.3. Утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);

2.4. Выделяет представителей из числа членов Совета, не являющихся работниками общеобразовательного учреждения, для участия в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей;

2.5. Устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников;

2.6. Утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;

2.7. Принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения;

2.8. Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

2.9. Дает согласие на сдачу в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности;

2.10. Рассматривает (вариант: согласовывает) по представлению руководителя общеобразовательного учреждения бюджетную заявку и смету бюджетного финансирования, согласовывает (вариант: утверждает) смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;

2.11. Представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу;

2.12. Заслушивает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;

2.13. Ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения;

2.14. Ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в общеобразовательном учреждении.

Основанием роспуска Совета и назначения досрочных выборов может быть представление учредителя общеобразовательного учреждения, общего собрания работников общеобразовательного учреждения, общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся.

5.5 Сбор информации и контроль

в территориальной системе образования

Изменение механизмов, связанных со сбором информации и контролем в системе образования, - важная часть модернизации системы. И вот почему.

Во-первых, информация нужна для принятия адекватных управленческих решений. Поэтому ее отбор должен соответствовать поставленным целям и задачам. Мы не можем управлять процессом формирования ключевых компетентностей, если собираем сведения исключительно о предметных знаниях и умениях. Мы не можем говорить о том, повышается ли эффективность использования ресурсов в системе образования, если не знаем, как эту эффективность измерить, и не собираем необходимые факты.

Во-вторых, и это не менее важно, сбор информации и контроль позволяют упреждающе влиять на нижестоящие на иерархической лестнице субъекты управления. Поэтому не случайно в полученном в предыдущем учебном элементе списке стратегических задач, объединенных в данный приоритет, оказалось так много пунктов, содержащих слова «для ориентации на...».

На федеральном уровне управления образованием в последние годы уделяли много внимания сбору информации и контролю. Так, заканчивается экспериментальный этап по введению единого государственного экзамена. Можно ожидать, что этот механизм государственного контроля качества продукции образовательных услуг в ближайшем будущем начнет оказывать влияние на деятельность всех региональных систем образования, как он уже оказывает влияние на деятельность их значительной части.

Конечно, контрольно-измерительные инструменты, применяемые в процессе централизованного тестирования, всегда будут объектом общественных и профессиональных дискуссий. С управленческой же точки зрения в подобных дискуссиях есть только один достойный внимания содержательный аспект: соответствует ли воздействие ЕГЭ тем задачам, ради которых он вводился? Повышает ли, например, ЕГЭ доступность высшего образования для детей из малообеспеченных семей, снижает ли уровень коррупции при приеме в вузы (еще одна наряду с контролем качества общего образования группа задач)? Судя по отзывам из регионов, участвующих с самого начала в соответствующем эксперименте, ответ положительный.

Что же касается контроля качества результатов общего образования (напомним: мы договорились понимать под качеством образования его соответствие требованиям потребителей и заказчиков), то, конечно, контрольно-измерительные инструменты несовершенны при ориентации школ на новые результаты образования. Так, по отзывам специалистов, лишь тестирование по иностранным языкам носит «компетентностный» характер. Возможно, и по другим предметам в ближайшие годы контрольно-измерительные инструменты будут скорректированы с учетом новых целей образования.

Федеральный орган управления образованием также разработал новый вариант государственной образовательной статистики, который будет в большей степени отражать цели повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

Каковы же основные задачи региональных органов управления в рамках данного приоритета? Максимально ориентировать контрольно-измерительные процедуры на сбор информации, отражающей степень достижения целей и задач модернизации образования. Осуществлять постоянное отслеживание (мониторинг) качества образования, отказываясь от устаревших параметров и включая новые, отражающие новые цели образования. Сделать информацию максимально прозрачной и доступной всем заинтересованным сторонам: только так можно обеспечить упреждающее влияние на систему.

Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ

Продолжение следует