О комфорте и мотивации

Иосиф Бродский считал, что устремление большинства человечества сводится к достижению нормальных человеческих условий. А вот что сказал Василий Александрович Сухомлинский непосредственно о детях: «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой».

Концепция комфортности системы общего образования - новое для многих понятие. Что имеется в виду? Речь идет о целостности образовательных учреждений, образовательного процесса, содержания учебной литературы для различных возрастных групп учеников. Это залог целостного развития личности молодого человека, его успешности.

Итак, комфортность учебно-воспитательного процесса (УВП) - это совокупность удобств, благоустроенности, уюта образовательного учреждения, добрых отношений между учителями и учениками, между школьником и учебной книгой.

С комфортностью УВП тесно связана комфортность обучения - совокупность условий, в которых протекает учебная деятельность. Вот некоторые из этих условий:

- доступность учебной литературы, ее содержания, увлекательность изложения, формирующая потребность постоянно общаться с книгой,

- близость места учебы к месту жительства или работы родителей,

- удобная мебель, оборудование, продуманная планировка учебных комнат,

- наличие рекреационных помещений,

- продуманная продолжительность занятий, подходящий температурный режим, ритм обучения, качественное питание.

Все эти условия обеспечивают нормальный социально-психологический климат в образовательном учреждении и необходимые удобства участникам образовательного процесса.

Система общего образования не может успешно функционировать в старых содержательных, организационных и педагогических формах. Прежде всего необходимо научное переосмысление базовых условий - целей, задач, средств организации школьной жизни, способов оценивания и коммуникации. Важное направление - реализация принципов интенсификации и индивидуализации. В идеале каждый ученик должен получить возможность с помощью преподавателей и тьюторов простраивать собственный образовательный маршрут. Интенсификация учебно-воспитательного процесса - это не только сокращение учебного времени для усвоения конкретного объема знаний, но и увеличение напряженности, производительности учебной деятельности и процесса социализации личности молодого человека. Современный ученик должен понимать важность конкретных знаний для жизни. Средства интенсификации - «эффект удивления», необычная обстановка, ситуация, занимательность.

Мотивация - двусторонняя организационно-педагогическая проблема, она охватывает деятельность и педагогов, и учащихся, причем касается не только процесса обучения, но и воспитания. Формирование конкретных понятий и представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях ведет к тому, что у детей вырабатывается определенное мировоззрение, развивается логическое мышление, самостоятельность в решении учебных и внеучебных задач. При этом, считал Антон Макаренко, «воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

На формирование мотивации школьников влияет образовательный потенциал социальной среды. Его основные составляющие: общий культурно-исторический фон и уровень технологического развития региона и страны в целом, образовательный уровень территории, объем и структура реально доступных образовательных услуг, возможности для применения приобретенных знаний, умений, уровень демократичности общества, мера вовлеченности населения (родителей) в процесс принятия решений и ведения общих дел в системе общего образования.

Комфортность, мотивация, интенсификация и индивидуализация образовательного процесса во многом определяют качество образования.

О качестве образования и социализации школы

Теперь поговорим о качестве образования. Это понятие включает в себя качество организации УВП, качество учебно-методических комплексов (учебных материалов), качество усвоения ЗУН, качество педагогических технологий и методических систем, результат деятельности образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Сегодня качество общего образования связано прежде всего со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником. Современная школа подходит к оценке успешности образования по-новому, используя компетентностный подход. И образовательные программы нового типа выполняются в логике компетентностного подхода. То есть они описывают не только набор сведений, которые надо выучить, но прежде всего совокупность приемов достижения образовательного результата и способов диагностики степени эффективности проделанной работы. Сегодня существует несколько классификаций компетентности. Чаще всего встречается разделение на ключевые и базовые. Подобная классификация принята в странах Западной Европы и США, компетентностный подход пришел в зарубежную педагогику из бизнеса. В этом случае компетентность рассматривается как свойство компетентного работника и считается синонимом квалификации. Таким образом, компетентность можно понимать как способность результативно действовать, эффективно разрешать проблемы.

Однако сегодня значительная часть содержания общего образования - крайне устаревшее и перегруженное, наукообразное и нефункциональное, оторванное от реальных потребностей жизни, что, в свою очередь, негативным образом сказывается на социализации учеников. Сколько за этим стоит страданий детей, родителей, учителей, сколько финансовых затрат!

Содержание образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которую необходимо сделать достоянием учеников. Характер и объем содержания зависят от конкретных обстоятельств, места и времени, в частности, от типа образовательного учреждения и его уровня. Основные составляющие содержания образования:

- опыт эффективной практической деятельности, т.е. успешного выполнения задач в трудовой, экономической, политической, социальной и иных областях;

- познавательный опыт - методы и результаты постижения закономерностей развития окружающей среды;

- опыт социального взаимодействия в процессе достижения общих целей;

- нравственно-эстетический опыт, отраженный в морали, праве, иных нормах человеческого общежития;

- духовно-культурный опыт - образно-эмоциональное восприятие жизни.

Еще одна важная проблема системы общего образования - социализация учащихся. Она беспокоит все общество: от ученика, учителя, родителей до президента страны. По существу, проблема социализации национально-государственная, так как связана с образовательной политикой, социальной идеологией и социальными приоритетами нации в сфере образования на всех уровнях. Важно, чтобы в конкретном регионе, образовательном учреждении социализация отвечала запросам молодых людей, их родителей, особенностям социально-экономического развития, учитывала потребность в кадрах на ближайшую и отдаленную перспективу.

В педагогическом плане социализация - это обучение, воспитание и развитие личности, способной к самоучению, самовоспитанию, саморазвитию, к нравственному, духовному и гражданскому выбору и ответственности за этот выбор, к осознанию национальной идентичности, понимаю глобальных проблем современного мира, к профессиональному самоуправлению и самостоятельной деятельности.

Молодой человек выносит из школы ценный «груз» - интеллектуальный потенциал, гражданские ценности, гражданское сознание. Но этот «багаж» формируется только в том случае, если в системе общего образования создан институт социализации, опирающийся на социальную политику государства и запросы общества.

О выживании системы

И, наконец, давайте проанализируем, в каких условиях сегодня существует система общего образования. Во-первых, она погружена в процесс самовыживания, абстрагировалась от реальных потребностей жизни и запросов общества. Во-вторых, система общего образования, как и другие бюджетные отрасли, вынуждена подчиняться правилам рынка, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. В педагогической науке и практике идет активный поиск новых эффективных направлений модернизации, связанных с качественными характеристиками. Примером могут служить национальные проекты, инициированные Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. В-третьих, сама система общего образования не является, по существу, достаточно приоритетной в государственной социальной политике, а педагогические профессии нуждаются в поддержке.

Последнее условие, пожалуй, самое важное. Все вышеперечисленное - решение стратегических задач комфортности, интенсивности, мотивации, социализации, повышения качества системы общего образования - тесным образом связано с положением учительства. Сегодня заработная плата и статус педагога беззастенчиво принижены. Необходимо повысить расходы на образование с 5,1% от ВВП до 10%, увеличить расходы на одного ученика примерно в десять раз, морально стимулировать школьных преподавателей. И тогда общество получит систему образования, которая станет его украшением.

Владимир КРИВОШЕЕВ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования