Мы много говорим о реформах в образовании, но до обидного мало о возрождении прекрасных национальных традиций. Но между тем реформы не будут успешными, если мы не воспитаем по-настоящему толерантного, любящего свой народ и свою культуру молодого человека. Тот, кто трепетно и нежно относится к своей национальной культуре, никогда не поднимет руку на сына другого народа.

Недавние события на Черкизовском рынке в Москве показали нам всем, что мало давать детям только знания по математике, химии, физике. Нужно сделать так, чтобы эти знания, вложенные в умные головы, не были использованы во вред стране, ее народам. Весь вопрос в том, как воспитать такого человека. Это может сделать национальная школа, возрождающая в детях то, что было заложено предками, но под влиянием технического прогресса, политических событий и прочего отошло на дальний план, - уважение к национальной культуре, истории, традициям.

Почему-то считается, что национальная школа - это и в самом деле школа с классами и уроками родного языка, литературы, всем прочим, что присуще школе как таковой. Но вот уже многие годы в Республике Марий Эл доказывают (и весьма успешно!), что у национальной школы могут быть разные формы работы. Одна из таких форм - летний лагерь, который работает благодаря Министерству образования Республики и Союзу детских и подростковых организаций «Эр вий», что в переводе означает «Юная сила».

Нет ничего сильнее и надежнее дружбы, рождающейся на духовном родстве. Это изначально понимали те, кто 15 лет назад начал собирать в международном лагере делегации детей (11-16 лет) из самых различных стран и регионов России. Теперь сюда приезжают каждый год от 150 до 250 детей: карелы, эстонцы, венгры, вепсы, мордва, коми, коми-пермяки, удмурты, манси. Особая группа - дети марийской диаспоры, которые проживают в различных уголках России и зарубежья.

Всех ребят, приезжающих в международный лагерь, объединяет то, что они относятся к финно-угорским народам, а их народные языки - к финно-угорским языкам.

Тот, кто хоть однажды за прошедшие пятнадцать лет побывал в международном лагере, прикипает сердцем к нему, не случайно в этом году руководители различных организаций «Эр вий» (Александр Тукманов, Светлана Васенева, Елена Козлова, Константин Деревяшкин, Зоя Виногорова, Наталья Калинина, Дмитрий Кузнецов и другие) работали в лагере вожатыми. Звезда марийской эстрады Александр Речкин (одиннадцать лет назад он сам отдыхал в лагере) всегда охотно выступает перед ребятами, а государственный ансамбль танца республики «Марий Эл» считает почетным для себя устроить концерт в лагере.

Конечно, в лагере много интересных развлекательных мероприятий (например, экологический десант по берегам озера Яльчик), посиделок у костра, дискотек. Но, как это ни парадоксально, ребята приезжают сюда не только отдыхать. Дело в том, что здесь собираются те, кто своими делами заслужил это право: юные краеведы, этнографы, экологи, участники фольклорных ансамблей, победители различных конкурсов, олимпиад, смотров. То есть ребята неравнодушные, вдумчивые, живо интересующиеся всем новым и интересным. Вот с этим в лагере проблем не было уж точно.

Каждый подросток, попавший в лагерь, сразу становился студентом. Да-да, студентом Университета финно-угроведения. Статус университета, как говорится, обязывает, поэтому в ректоры университета была приглашена известный в республике педагог, заместитель директора по научно-методической работе Дворца творчества детей и молодежи Йошкар-Олы Татьяна Леухина. Под стать ей был и профессорско-преподавательский состав: лекции ребятам читали научный сотрудник этнографического музея Козьмодемьянска Александр Фирсов, заслуженный работник культуры, мастер по марийской вышивке Алла Орлова и другие известные педагоги. Иначе и быть не могло, ведь в программе обучения были такие серьезные дисциплины, как культура и традиции финно-угорских народов, народные промыслы, проводились психологические тренинги, помогавшие ребятам осознать себя носителями народной культуры, научиться жить в мире и добрососедстве с другими народами. Кстати, все это дается гораздо проще, когда рядом с тобой бок о бок живут твои товарищи и понятие «дружба» становится очень предметным и практическим. Например, ребята из Эстонии рассказали своим товарищам по лагерю об эстонских традициях, а от ребят из Марий Эл узнали о многих красивых преданиях и легендах. Марийские ребята научили своих сверстников держать иголку в руках и вышивать крестиком. В программе лагеря были Дни делегаций, «Патырские игрушки» (праздник народных игр), работали мастерские по промыслам, где ребята с увлечением занимались лозоплетением, марийской вышивкой, мастерили поделки из бересты, соломки, изготавливали народные игрушки. Этому их учили Татьяна Блинова и Наталья Марасанова из Дома детского творчества Козьмодемьянска, Наталья Камелина и Ольга Павлова из республиканского Центра русской культуры, Наталья Тушнурцева из Дома творчества поселка Новый Торьял, все они не только отличные мастера, но и замечательные, увлеченные, любящие детей педагоги. Для ребят часто устраивали экскурсии, скажем, эстонские ребята побывали в Йошкар-Оле и в деревне Великополье Оршанского района, где посмотрели местный музей, прошлись по улицам, восхитились резными наличниками и красивыми сельскими домами, отведали свежеиспеченного хлеба с настоящим деревенским маслом, выпили козьего молока, попробовали яблок, сорванных прямо с дерева, пообщались со сверстниками в Великопольской сельской школе, послушали народные песни и станцевали народные танцы в общем кругу.

Студентам, прослушавшим курс лекций и показавшим высокие знания, вручали настоящие дипломы Университета финно-угроведения, причем самые прилежные получали дипломы с отличием и желтые футболки с символикой лагеря. Серьезность отношения к происходящему была особо подчеркнута тем, что в гости к ребятам приехала министр образования Республики Марий Эл Галина Швецова, немало сил прикладывающая для того, чтобы национальная школа в республике развивалась и крепла, находила новые формы и методы работы.

Сегодня ребята из Международного лагеря уже разъехались по домам, но каждый, уверена, хранит в своем сердце воспоминание о счастливых днях, проведенных в нем, о костре дружбы, который был зажжен в последний день, о том, как символично очистилось от туч небо и вспыхнули звезды, когда поздним вечером они встали в единый круг, как свет звезд красиво смешался со светом от разноцветного салюта, который возвещал о завершении пятнадцатой юбилейной смены. Рассказывая своим родителям и одноклассникам об отдыхе, ребята непременно вспомнят и о том, каким теплым было общение с новыми друзьями, как много для них значило общение с ребятами из разных регионов России и зарубежных стран, как на прощание они обменивались адресами и договаривались встретиться на следующий год. А что, вполне возможно, что и в самом деле встретятся, ведь директор программы финно-угорского лагеря Маргарита Маланова уже строит планы на будущий год и мечтает сама побывать в Удмуртии, Эстонии, познакомиться с опытом работы педагогов.

Казалось бы, такая простая идея - организовать летний лагерь и пригласить туда ребят из ближнего зарубежья, из регионов России и сделать их отдых интересным и содержательным. Но на самом деле реализация этой идеи - это претворение в жизнь самых важных положений государственной национальной политики. Так работать могут только те, кто думает о сохранении не только единого образовательного пространства, но и о единении молодежи всех стран. По большому счету, о том, чтобы Россия и в настоящем, и в будущем сохраняла лидерские позиции в мире.

Йошкар-Ола

Информация к сведению

Марийцы проживают не только в Республике Марий Эл, но и в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Для становления и развития марийского народа большую роль всегда играли тесные этнокультурные связи с болгарами, чувашами, татарами, русскими. Марийские сельские общины всегда были этнически смешанными: марийско-русскими, марийско-чувашскими и так далее, браки были тоже смешанными. Иными словами, толерантность и уважение национальных культур всегда были присущи марийскому народу.

Финно-угорские языки - группа родственных языков, составляющих вместе с самодийскими языками уральскую семью языков. Имеют пять подгрупп:

прибалтийско-финскую - финский, ижорский, карельский, вепсский, водский, эстонский, ливский языки;

саамский язык;

волжско-финскую - мокша-мордовский, эрзя-мордовский, марийский языки;

пермская - удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий языки;

угорскую - венгерский и обско-угорская ветвь - хантыйский и мансийский языки.