Я стараюсь на уроках и на внеклассных занятиях найти те образцы, которые воспитывают высокие этические, нравственные категории у моих учащихся. И - учусь у моих учеников. Процесс обучения у нас взаимный, поэтому я никогда не выношу приговора и не пытаюсь бороться с пристрастиями ребят. Моя задача иная - воспитать вкус, чтобы они сами понимали, что хорошо, что плохо. Не все исполнители талантливы, не все мыслят философски, во все времена было огромное количество самой разной музыки, самых разных песен, в том числе и однодневных, не очень высокого качества. Но время оставляет в памяти лучшие образцы, и я стараюсь увидеть в сегодняшних исполнителях что-то хорошее, выбрать лучшие образцы творчества. Кстати, у моих ребят есть прививка хорошего вкуса. Я убеждаюсь в этом, когда вижу, как ребята отбирают репертуар на выпускные вечера. Мои ученики поют на протяжении всего процесса обучения сначала детские песни, затем осваивают различный хоровой репертуар, я стараюсь, чтобы они овладевали какими-то элементами двуголосья, ведь это уже проявление творческих, певческих достижений, результат вокальной работы. А поскольку наши дети амбициозные, целеустремленные, им нравится преодолевать трудности, поэтому мы и поем. В 10-11-х классах мои ученики поют в хоровой студии классику, например Гайдна. Мы ходим на концерты победителей конкурса хоровой музыки, и мои ребята с удовольствием слушают народную музыку, любят Баха, Бетховена, сегодня очень популярна музыка Мендельсона. Музыка для меня и моих учеников - важная составная часть мировой художественной культуры, поэтому, конечно, тут возможна исследовательская деятельность, поиск. Наши дети, в принципе владеющие навыками исследовательской, проектной деятельности, находят новый, незнакомый материал, расширяют рамки привычного. К примеру, в этом году проект «Наше немеркнущее наследие» был не просто исследовательским, это был еще и просветительский проект, потому что эти материалы использовались на уроках, во внеклассной работе, на элективных курсах, в экскурсионной деятельности, так как были связаны с историей гимназических музеев: музея живописи - картинной галереи, музея МОШ ВМФ, школы, которая изначально базировалась во время войны в здании гимназии, краеведческой коллекции, коллекции «Уголок русского быта» и так далее. Дети работали над проектом, используя экспонаты, представленные в этих музеях, беседовали с людьми, которые причастны к их созданию и работе, ветеранами и другими. Эти работы учащихся стали победителями городских и окружных конкурсов. В гимназии мы тоже постоянно проводим конкурсы. Например, в седьмом классе была очень интересная работа, связанная с музыкой и танцем, наша ученица, которая серьезно занимается казахским танцем, проявила себя исследователем и исполнителем, она исследовала практически все восточные танцы и выучила многие из них.