В этом году аккурат накануне 1 сентября опять возник вопрос преподавать или не преподавать «Основы православной культуры», и скандал разразился на всю страну.

Все СМИ дружно сослались на некое распоряжение (приказ, письмо или что-то подобное), которое будто бы издало Министерство образования и науки РФ. Как водится, проверить, что было на самом деле, никто не удосужился. А дело в том, что было проведено совещание представителей религиозных конфессий для того, чтобы обсудить проблемы аккредитации духовных образовательных учреждений. Как всегда бывает, участники конференции малость увлеклись и перешли к острой дискуссии, центральное место в которой заняли претензии одной конфессии к другой. Предметом нападок стало преподавание «Основ православной культуры» в некоторых регионах России. В частности, протестанты высказали недовольство тем, что пишут авторы православных учебников о других религиях. Отзвук скандала пошел по стране, приобретая по дороге новые акценты, и уже в СМИ коллеги-журналисты стали вовсю описывать проникновение религии в школы, а заодно и провоцировать страсти. И вот уже левые радикалы планируют провести в Москве в начале сентября пикет у здания Минобрнауки РФ на Тверской.

Дальше в скандал был невольно втянут руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. Его сделали центральной фигурой того, чего не было. Виктор Александрович дал пресс-конференцию в одной из московских газет и в ответ на вопрос сказал, что «Основы православной культуры» могут преподавать в школах только в виде факультатива. Между тем Болотову приписали авторство некоего документа, который то ли запрещает преподавание Основ, то ли, напротив, разрешает.

У нас традиционно во всем происходящем усердно винят федеральный центр, но на самом деле в случае с Основами все вершат регионы. По некоторым данным, уже более чем в 70 регионах Основы изучаются факультативно, а в некоторых случаях уже входят в число обязательных предметов. Где-то занятия ведут педагоги, но чаще всего - местные священники. Часто за красивым названием скрывается просто «Закон Божий». Да, это нарушение Конституции РФ, но никто это не оспаривает: дескать, Конституция запрещает вводить такую дисциплину во всех школах России сразу, а по чуть-чуть в том или ином регионе нарушением не считается.

Согласно закону «О свободе совести и религиозных организациях» родители могут попросить школу, чтобы та предоставила их детям право получать религиозное образование вне рамок образовательной программы. В ответ школа должна согласовать свои шаги с местным органом управления образованием, а религиозная организация, получив разрешение, должна согласовать свой график со школой. На деле получается все наоборот. Религиозная организация подбивает чиновников на введение занятий в школе, чиновники навязывают это школе, а школа - родителям. Получается перевернутая пирамида. Вот отсюда и рождается недовольство в обществе.

В дореволюционных гимназиях православные и католики изучали религию в подгруппах, в нашем случае о таком разделении речь не идет. Но если это так, то мусульмане должны изучать православную культуру, а православные - исламскую? А как же быть с правом ребенка на свободу совести?

О ребенке никто, похоже, не думает. Чиновники и религиозные конфессии ведут свой спор за души, а в этом споре пострадавшей стороной становятся дети.

Белгородская область

Чем больше знаний, тем крепче ценности

Светлана КАЛАШНИКОВА, заместитель начальника Белгородского областного управления образования и науки:

- Впервые такой курс в школах области с согласия родителей школьников мы начали вводить в прошлом году, он был пробным и факультативным. С 1 сентября 2006 года он стал обязательным. Цель введения такого обязательного предмета - воспитание белгородских детей в духе традиционных ценностей.

Официально

Татарстан - против

Минтимир ШАЙМИЕВ, президент Республики Татарстан:

- Сегодня много говорят о введении обязательного курса «Основы православной культуры». В Татарстане этого не будет, независимо от принятия каких-либо решений на федеральном уровне, если эта проблема не будет решена в равной степени одинаково по отношению ко всем религиям.

Мнение

Наталья НАРОЧИЦКАЯ, депутат Госдумы РФ:

- Изучение православия поможет ученикам понять школьную программу по литературе. Достоевский мог родиться только в православном мире. Введение этого предмета никоим образом не связано с нарушением принципа отделения церкви от государства. Страна у нас многоконфессиональная, и каждый ребенок должен сам решить, какой религии следовать. Если мы хотим оставаться Россией и сохранять преемственность поколений, нужно изучать в государственных школах страны только православие.

Борис НЕМЦОВ, советник президента Украины:

- Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.

Марат МУРТАЗИН, заместитель главы Совета муфтиев:

- Сегодня «Основы исламской культуры» преподаются в качестве факультатива в школах Чеченской Республики, Ингушетии, Дагестана и Татарстана. В Совете муфтиев также готовят специальный учебник по этому предмету и намерены добиться его преподавания в районах компактного проживания мусульман в Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской и ряде других областей России.

Особое мнение

Не православием единым

Виталий ГИНЗБУРГ, академик, лауреат Нобелевской премии:

- Считается, что у нас в стране более 80 процентов православных. Это абсурд! Сейчас делается вид, что чуть ли не все поголовно верующие. При этом явное предпочтение отдается православной церкви. Говорят о необходимости православного священника в армии, но если действовать в соответствии с Конституцией, туда необходимо направить и ксендза, и муллу, и раввина. Православная церковь всячески старается проникнуть в школу, с младших классов предлагается изучение «Основ православной культуры», уже даже создан учебник. Я считаю это недопустимым! Меня возмущает, что применяется хитрая аргументация: курс-де «Основы православной культуры» - факультативный. Это обман! Мы знаем, что такое школа: если большинство станет посещать некое занятие, то оставшиеся превратятся в изгоев.

Комментарий Минобрнауки

Татьяна ПЕТРОВА, начальник Отдела региональной и этнокультурной политики в сфере образования Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ:

- Более чем в половине регионов в рамках регионального компонента учебного плана или компонента образовательного учреждения изучаются различные спецкурсы или факультативы по истории и культуре религии. Например, в Кабардино-Балкарской Республике изучается курс «Из истории религии», в Карачаево-Черкесской Республике - спецкурс «Исторические и культурные традиции религий народов Карачаево-Черкесии», в Чеченской Республике - спецкурс «Основы религии», в Республике Ингушетия - спецкурс «Основы религии», в Москве изучаются спецкурсы «Основы православной культуры», «Основы ислама и мусульманской культуры», «Еврейская традиция». По распространенности курсов рейтинг регионов выстраивается следующим образом: Белгородская область, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Московская область, Воронежская область, Смоленская область, Краснодарский край. Так что Минобрнауки не принимало никаких решений о введении такого курса на федеральном уровне, соответствующее решение принимается органами управления образованием субъектов РФ, как это и положено по законодательству.

В Белгородской области, например, областным законом от 3 июля этого года за номером 57 «Об установлении регионального компонента базисного учебного плана» предусматривается введение курса «Основы православной культуры». Прокуратура области не нашла в этом нарушения законодательства. Для того чтобы ввести этот курс, была проведена массовая переподготовка и повышение квалификации учителей на базе института повышения квалификации учителей и разработано свое учебное пособие. Это пособие рекомендовало Управление образования Белгородской области.

Насколько я знаю, это единственная область, где областным законом в обязательном порядке введен с этого учебного года курс «Основы православной культуры» как региональный компонент базисного учебного плана. Подобных законов по другим областям я еще не видела.