Игра - один из видов человеческой деятельности и важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. С древности игра использовалась как средство обучения. В классно-урочной системе с присущими ей рационализмом и авторитаризмом, с трудом совместимой со свободным характером игры, традиционным остается представление об учении как тяжелом, обязательном труде. Труд не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учебы время. Изменения, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объеме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся - потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, экзистенциальной, морально-нравственной.

Согласно исследованиям социальных психологов (Э.Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребенком социальных установок, приобретения социальной компетентности.

Игра в непринужденной, ненавязчивой форме способствует освоению знаний, пониманию фактов, событий, процессов, приобретению умений, навыков, способов творческой деятельности, содействует развитию творческих способностей учащихся.

Возможности игры в экологическом воспитании старшеклассников далеко не раскрыты. Сложилось противоречие, которое и поставило проблему исследования: при каких педагогических условиях использование игровых технологий обеспечит эффективность экологического воспитания старшеклассников.

Содержание игры - это те отношения, эмоциональное и действенное проживание которых является для играющих актуальным мотивом деятельности. Каким бы фантастическим не был сюжет, содержание игры всегда почерпнуто из реальной действительности, произведений искусства, заключает в себе личностное и эмоциональное отношение ребенка к окружающей реальности. Поэтому в игре создаются условия для формирования определенного отношения к окружающей действительности.

Игра характеризуется как косвенный метод воспитания, позволяющий осуществить перевод внешних требований воспитателя во внутренние требования самого воспитанника. Механизм такого перевода основывается на общих закономерностях игры.

Играя, ребенок выступает с увлекательной для него позиции. Игровую роль он выполняет без какого-либо внешнего принуждения. Она становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры - правилами для самого себя. Наблюдается стремление играющего максимально проявить личностные качества и возможности для выполнения роли. Именно такую же воспитательную задачу ставит перед ним педагог. Игра создает условия к встречному стремлению воспитателя и воспитанника по достижению единой цели.

В начале подросткового возраста возникает ориентация на себя как главное условие решения всех жизненных задач, совершается интенсивное познание своего внутреннего мира. Процесс самоутверждения, самореализации становится для подростка «самой сутью жизни». Поэтому собственная личность и является для подростка наиболее значимой стороной действительности. Установить свое лицо среди других как важнейшее условие налаживания отношений с социальным окружением - одна из его задач. В то же время подростка интересуют самым насущным образом и нормы отношений, но уже не в плане освоения их как данности, а как объект управления. Для этого необходимы свободный сценарий и реальный партнер. Эти условия реализуются в игре. Игра становится не просто внешней ситуацией, но и некоторой потенцией собственного «Я», дает легальное право на поиски самого себя, исследования своих внутренних возможностей.

Смена ролей предоставляет подростку возможность посмотреть на себя и продемонстрировать себя другим с разных сторон. Помогает понять ему, какой он сейчас и каким хочет быть, то есть осознать необходимость самоизменения как задачу. Играя, подросток не только адаптируется к социальному окружению, но и вырабатывает способы проявления собственной индивидуальности, позволяющие оставаться в поле моральных и правовых ограничений.

В подростковом возрасте главной особенностью игровой деятельности является стремление к выявлению нравственного аспекта воссоздаваемых социальных отношений, а также к самопознанию, самовыражению и самоутверждению.

Игра - активность на высоком уровне смыслообразования. Решения экологических ситуаций в ней осуществляются в контексте межличностного и группового взаимодействия. В игре открывается скрыто заданный в экологических нормах их нравственный смысл - отношение к Человеку, Родине, Красоте, что обеспечивает встраивание экокультурной составляющей в целостную систему культуры личности.

Таким образом, игра имеет уникальные возможности в экологическом воспитании детей того возраста, которые выражаются в создании дополнительной мотивации взаимодействия с природным окружением, условий для осознания подростком различных его видов как способов решения жизненных задач, самопроявления и саморазвития. Дети выступали в совершенно новых, непривычных для себя ролях, осваивая и проживая их: в роли ученых, биологов, геологов, экологов, дающих пресс-конференцию, и в роли представителей средств массовой информации, которые задавали вопросы. Интерес к такой игре очень высок. Можно провести урок в форме ролевой игры «Выборы министра по охране окружающей среды», игровое мероприятие «Путешествие в удивительный мир рыб» (присутствуют элементы различных типов игр).

Констатирующий эксперимент заключался в определении уровня экологической воспитанности старшеклассников с помощью анкеты «Мы и окружающая среда», разработанной группой авторов из Санкт-Петербургского государственного университета.

Жанна БОРОДИНА, учитель биологии