Вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократизация ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. Однако искусству убеждения, как, впрочем, и общения в целом, необходимо учить. И чем раньше, тем более эффективным и успешным будет это обучение. Все это говорит о необходимости и целесообразности преподавания риторики в школе.

Риторика - наука о речи - возникла и достигла значительного развития еще в Древней Греции и Древнем Риме. На Руси риторика (или красноречие) появилась вместе с первыми христианскими учителями - греками и болгарами. После появления гимназии в конце XVIII века риторика стала учебным предметом и просуществовала в этом качестве до середины XIX века, после чего исчезла из школьных программ как отдельный курс.

Основная задача современной российской школы - возрождение преподавания русской риторики. Риторика берет на себя обязанность способствовать умственному и нравственному развитию учащихся, учит воздействовать словом на слушателя, мирным путем разрешать спорные ситуации, убеждать в своей правоте. Говорить публично приходится каждому школьнику, который готовит сообщение к уроку, выступает на классных собраниях, торжествах и праздниках. Многим приходилось переживать за свои неудачные выступления или скучать, слушая неорганизованную речь товарища. Но, безусловно, каждый может вспомнить и яркую, интересную, эмоционально насыщенную речь опытного лектора, учителя, своего одноклассника.

Осваивая риторику, учащиеся приобретают навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то не собирается часто выступать публично, то слушать выступление других приходится в современной жизни каждому человеку. Из публичных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь оценивать. Внимательно слушая оратора, учащиеся развивают свое мышление.

Цель преподавания курса риторики в двух 10-х классах - обучение мастерству публичной речи. Предполагалось не только дать учащимся теоретические сведения о предмете, но и научить их анализировать фрагменты из выступлений известных ораторов, составлять собственные публичные речи.

Осваивая основные приемы риторики, учащиеся приобретают умение ясно излагать свои мысли, говорить выразительно, владеть мимикой и жестами. Параллельно внимание школьников обращалось на необходимость усвоения правил речевого поведения. На занятиях чаще всего использовался метод групповой работы над решением поставленных проблемных задач с выдвижением на лидирующую роль выбранных группой учеников, способных отстоять определенную позицию группы. Использовался также так называемый сквозной прием - максимальное приближение учебных заданий к реальной жизни, реальной ситуации общения: взять интервью на заданную тему у самого уважаемого и авторитетного человека, произнести «похвальную речь» в адрес юбиляра, защитить доклад на научной конференции и т.д.

Результаты психолого-педагогического воздействия учебного курса риторики значительны: уменьшение времени и высокая эффективность вербальных операций, возросший уровень эмпатических характеристик и усиление потребности в общении (изначально, впрочем, достаточно высокой в экспериментальной группе), снижение тревожности. Изменения коснулись и личностных характеристик испытуемых в плане общения, направленности. Наибольшее значение для учащихся приобрели манипулятивные, альтероцентристские и диалогические ценности в общении (в контрольной группе отмечено доминирование лишь манипулятивных и авторитарных ценностных установок во взаимодействии).

Результаты преподавания курса более ярко выражены не в итогах проведенного исследования, а в жизни: свобода в общении, способность отстаивать свою точку зрения, обсуждать выступления и речи выгодно отличают детей, посещавших занятия по риторике. Остается удивляться забвению риторики как учебного предмета. Современные пособия по курсу риторики единичны. Среди них: Н.Н.Кохтев. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. Однако огромный педагогический, учебный, научный потенциал был заложен еще в работах М.Ломоносова, И.Рижского, А.Мерзлякова, Н.Кошанского.

Татьяна ГОРЯЧЕВА, учитель русского языка и литературы, Пенза