Микрорайон «Шуваловский» имеет свое лицо: все здания вокруг школы построены в стиле высотного здания МГУ. Кстати, высотка очень хорошо видна практически из каждого класса. Жилье дорогое, дороже, чем в остальных районах столицы, поэтому изначально было понятно: родители будущих учеников будут иметь высокие запросы к их обучению. Но родители оказались людьми, которые настроены на сотрудничество со школой. Не случайно сегодня благоустройством пришкольной территории занимается исключительно родительский комитет. Газоны уже есть, выложены плиточками дорожки - словом, у школы вполне европейский вид, а родители говорят, что тут будет еще лучше, и гордо демонстрируют красивые клумбы с яркими цветами.

Школе помогает окружное управление образования, потому что работа сложна. Для хорошей работы есть все условия, ведь школа новая, сдана в 2005 году, пришли сюда 180 учеников в 10 классов, открывал ее первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Витальевич Росляк. Но все равно постоянно возникают те или иные проблемы, которые нужно решать, ибо новостройка - она и есть новостройка.

Новичкам всегда и трудно, и легко. С одной стороны, легко, поскольку есть новенькая современная материально-техническая база. Просторные помещения с современной учебной мебелью - 26 предметных классов, три компьютерных класса, два спортивных зала, где есть специальное оборудование для занятий большим теннисом и гольфом, два зала для занятий хореографией и бальными танцами, тренажерный зал, красивый актовый зал (хотя сцена тут была так мала, что устраивать концерты не очень удобно, и пришлось провести работы по модернизации зала), две открытые площадки для занятий баскетболом и волейболом, класс для занятий «Лего», два медицинских кабинета, конференц-зал на четвертом этаже, где есть зимний сад, литературная гостиная, библиотека. Есть даже автоматическая система пожаротушения, на что другие школы не имеют средств. Но самое главное - в школе есть уникальная система безопасности: с момента ее открытия сразу были установлены 34 видеокамеры. Кстати, в этом школе сильно помогли родители, посчитавшие обеспечение безопасности детей очень важным делом, на которое не нужно жалеть денег.

С другой стороны, непросто, поскольку идет процесс формирования учительского и ученического коллективов, но и в этом есть свой плюс: можно самим формировать микроклимат, создавать свои традиции.

Школа очень хочет быть школой самого высокого уровня, говорит директор 1348-й Раиса Маловичко, поэтому и выбрала она себе марку «Президентский лицей», тем более что ведет работу по развитию и поддержке русского языка вместе с Людмилой Путиной, проводит различные семинары, мероприятия. В апреле 2006 года, например, в школе прошло международное совещание директоров по проблемам изучения русского языка.

Свою миссию «Президентский лицей» видит в том, чтобы обеспечить качественное образование и развивать лидерские качества каждого школьника для его личной успешности и активной жизненной позиции, для духовного и экономического возрождения России.

Есть у лицея свои ценности: успешная личность учащегося, учителя, родителей, комфортные условия, теплый психологический климат, возможность и свобода творчества, современные педагогические, здоровьесберегающие и информационные технологии. Старается она не отступать и от выбранных принципов: гуманизации и гуманитаризации, непрерывности и целостности образования, развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.

Этой школе повезло, так как изначально удалось сформировать крепкий педагогический коллектив, творчески работающий с учениками, - 52 человека: 50 - с профессиональным образованием, 14 имеют высшую категорию, 17 - первую, 7 кандидатов наук, 5 - почетные звания, 6 обучаются в аспирантуре. Есть в школе и носитель иностранного языка, который работает час в неделю. То, что тут такие высококвалифицированные кадры, заслуга, конечно, директора Раисы Маловичко, ведь учителя, пришедшие в школу, до этого работали в разных коллективах. Было много трудностей, признается директор, трудности были и есть, в конце прошлого года ушли пятеро педагогов, сегодня уйдут еще двое, хотя зарплата тут немалая - от 15 до 20 тысяч. Причина? Большая нагрузка, необходимость работать с полной отдачей, высокие требования, которым должен соответствовать педагог «Президентского лицея». Вообще цель педагогического коллектива - стать ведущим образовательным учреждением Западного округа, Москвы, лидером в области профильного обучения в образовательных областях «Иностранный язык» и «Филология».

Микроклимат в школе хороший, во многом он определяется тем, что в школе учатся очень хорошие дети. Так считают педагоги, но дело, наверное, не столько в том, что дети хороши, сколько в том, что работают с ними хорошо. Родители удивляются: их питомцы не ждут, когда их разбудит будильник, вскакивают чуть свет и с нетерпением ждут начала уроков. Но это стимулирует родителей на оказание помощи школе, ведь, если детям в школе хорошо, нужно сделать так, чтобы было еще лучше. А дети постоянно работают над моделью будущей школы, вырабатывая видение того, какой она должна быть, что тут нужно изменить, добавить, убрать то, что им не нравится. Два раза в месяц проходят дискуссии на этот счет, которые вызывают у детей немалый интерес, и уже есть очень хорошие материалы об опыте работы, которые будут изданы к новому учебному году. Мечта педагогов - чтобы дети видели в школе второй дом, и уже есть некоторый результат: дети хотят приходить в школу, они мотивированы - все хотят учиться, все хотят участвовать в различных мероприятиях. Школа уже попробовала силы во всех окружных и городских олимпиадах, две ученицы даже заняли первые места в международных олимпиадах. Когда работа приносит такие результат, говорит Раиса Федоровна, это всегда интересно и хорошо.

Школа работает с лучшими вузами страны, она подписала договоры с вузами Москвы - Высшей школой экономики, МГИМО, МПГУ, МИОО, стала экспериментальной площадкой МЭСИ, руководителем работы по одному из направлений стал ректор МЭСИ Владимир Тихомиров. Она вписана и в инновационное пространство города: это экспериментальная работа по «Созданию системы социального партнерства округа по реализации профильного обучения», по выработке «Организационной и содержательной модели школы полного дня, здоровьесберегающей деятельности школы полного дня» (руководит работой школы как городской экспериментальной площадки академик, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких). Кстати, в этом году на базе школы прошла Всероссийская конференция по здоровому питанию школьников «Воспитываем здоровое поколение», после чего дети стали привлекать к здоровому питанию даже своих родителей. В школе идет работа по созданию системы мониторинга образовательной деятельности, моделей портфолио учащихся и учителей, отрабатывается модель образовательного туризма. Ребята уже побывали в Париже, на Мальте, в Италии, в Лондоне и Шотландии, причем в основном это даже не экскурсии, а языковые стажировки. Но это не значит, что их взгляды нацелены исключительно за рубеж. Еженедельно школа проводит экскурсии по местам истории и культуры Москвы, Подмосковья и других регионов России. В школе бывают самые разные детские делегации, она обменивается делегациями с Белоруссией - недавно приезжали педагоги и школьники из Бреста. В 2005 году в «Президентском лицее» побывали делегации университета города Шеффилда, Международной лингвистической академии из города Торонто, Канадского университета в городе Маласпина, в 2006 году приезжала делегация лингвистического университета из Ванкувера. Школа поддерживает контакты с Индией, США, Македонией, Венгрией, Сербией, Черногорией, Украиной, Узбекистаном.

Наверное, кто-то скажет: школе повезло, поэтому все так и складывается, что она в самом деле по качеству обучения становится «Президентским лицеем». И только опытные педагоги знают: такой успех на 99 процентов складывается из упорной, творческой работы. А вот остальное - это, конечно, везение.